П.Ф.Подковыркин |
<ПЕРВЫЕ ЧИСЛА ЯНВАРЯ 1815> Жуковский из <Долбино> в письме к А.И.Тургеневу благодарит его, Блудова и Батюшкова за их замечания на послание Жуковского «Императору Александру»: «К тебе, Блудову и Батюшкову буду писать особенно. Письма ваши все получились. Они придали мне жизни. Славно иметь таких товарищей». (Письма ВАЖ к Тургеневу – С.134) <5 ЯНВАРЯ 1815>
Жуковский в письме к С.С.Уварову из Долбино: 10 ЯНВАРЯ 1815
Батюшков из Петербурга в письме Вяземскому сообщает со слов Дашкова отзывы
московских литераторов («лебедей») на послание Жуковского «Императору
Александру», такие же отрицательные отзывы петербургских литераторов («гусей»);
сообщает, что послание понравилось Нелединскому-Мелецкому и императрице: 15 - 20 ЯНВАРЯ 1815
Вяземский из Москвы в письме Батюшкову в Петербург: <ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ЯНВАРЯ 1815> Батюшков из Петербурга в письме Вяземскому пишет в состоянии болезненной депрессии: «Мне кажется, я отроду не писал стихов, а если и писал, то раскаялся. Что в них? Какую пользу принесли они! Кроме твоей дружбы и Жуковского?» (КНБ – Т.2 – С.320) ФЕВРАЛЬ 1815
Батюшков в письме из Петербурга Вяземскому: «Что есть у меня в мире дороже
друзей! и таких друзей, как ты и Жуковский. Вас желал бы видеть счастливее:
тебя благоразумнее, а Жуковского рассудительнее. Я горжусь вашими успехами,
они мои; это моя собственность, я был бы счастлив вашим счастием. <...>
Посоветуй Жуковскому приехать сюда для собственной его выгоды. Притолкай
его в Петербург. Я говорю дело. Но жить ему здесь не надобно. По крайней
мере, так я думаю, и он сам согласен». (КНБ – Т.2 – С.321-322).
<НАЧАЛО — ФЕВРАЛЬ 1815>
Письмо Жуковского к Батюшкову из Москвы (не сохранилось). Факт существования
этого письма восстанавливается по следующим данным, в письме Батюшкова
Вяземскому от <второй половины марта>: «От Жуковского я получил
письмо» (Т.2 – С.325). Позднее — в августе — Батюшков напишет Жуковскому
ответ сразу на три его последних письма, в том числе поблагодарит за «советы
из Москвы» (Т.2 – С.347; см. также реконструкцию переписки поэтов далее
в Летописи). Возможно именно об этом письме говорилось в письме Жуковского
из Долбино к Тургеневу от <первых чисел января> «К тебе, Блудову
и Батюшкову буду писать особенно» (Письма ВАЖ к Тургеневу – С.134). МАРТ 1815
В «Вестнике Европы» (1815 – № 5 и 6 – март – С.27) напечатано стихотворение
«Теон и Эсхин»
Жуковского (под названием «Теон и Есхин»).
Примечания Ц.С.Вольпе приводятся по изд.: Жуковский В.А. Стихотворения.
Т. II. – Л., 1940 – С.
505. Первоначальный вариант («Теон и Пилад») см. на стр. 459. <ВТОРАЯ ПОЛОВИНА MАРTA 1815>
Батюшков в письме из Петербурга Вяземскому: ПЕТЕРБУРГ. 1815 Батюшков подарил Жуковскому книгу М.Н.Муравьева «Обитатель предместия и Эмилиевы письма» (СПб., 1815) со статьей Батюшкова «Письмо о сочинениях Г.Муравьева». На заглавном листе остатки дарственной надписи: «От Ахилла, 1815. Петерб» (См. Лобанов В.В. Описание – С. ; Жилякова Э.М. В.А.Жуковский и М.Н.Муравьев // БЖТ – Ч.1 – С.52). <25 МАРТА 1815> Батюшков посылает Вяземскому «Странствователя и Домоседа», просит не удивляться этим стихам, показать их «обществу», сделать замечания, не печатать без разрешения Батюшкова, не критиковать плана, вернуть экземпляр. И там же: «Жуковского я ожидаю с нетерпением. Он в Дерпте» (Т.2 – С.327) 3 МАЯ 1815 Батюшков в письме из Хантоново в Петербург к Гнедичу спрашивает: «Приехал ли к вам многообещанный Жуковский? Обними его за меня». (Т.2 – С.329). 3–4 МАЯ 1815 Жуковский из Дерпта приезжает в Петербург? 20 МАЯ <1815>
Батюшков получил от Гнедича из Петербурга письмо, в котором сообщалось,
что Жуковский приехал в Петербург «и надолго». <1815> Стихотворение Вяземского «Весеннее утро» напечатано в «Амфионе» за 1815 год № 10-11. В автографе стихотворения есть правка Жуковского и его помета в конце: «Превосходная пьеса á la Batuschkow. (Cм. прим. К.А.Кумпана в изд.: Вяземский П.А. Стихотворения – Л., 1986 – С.452). 21 МАЯ 1815 Батюшков из Хантоново просит в письме к Е.Ф.Муравьевой в Петербург выяснить у Жуковского судьбу рукописей М.Н.Муравьева, которые Жуковский несколько лет назад взял для подготовки их к изданию: «Бога ради, пошлите за Жуковским и допросите его, что сделал он с бумагами. Если по первому зову не явится (он на это мастер, я знаю), в таком случае пошлите ему это письмо для улики. Оно, как фурия, пробудит спящую в нем совесть и лишит его сна и аппетита. Шутки в сторону, я его извинять более не могу за леность и беспечность насчет издания. Как литератор, он виноват; как человек, которому Вы доверяли по одному уважению к его дарованиям и редкой его душе, он виноват еще более». (КНБ – Т.2 – С.331) <НАЧАЛО ИЮНЯ 1815>
Батюшков в письме из Хантоново к Гнедичу в Петербург: <ИЮНЬ – ИЮЛЬ 1815>
Короткое письмо (записка) Жуковского из Петербурга к Батюшкову — не сохранилось. <14 ИЮЛЯ 1815>
Письмо Жуковского из Петербурга к Батюшкову в Каменец — не сохранилось. ИЮЛЬ – АВГУСТ. 1815
В № 6 «Амфиона» напечатана сказка Батюшкова «Странствователь
и Домосед» (С.75-91). Сказку, еще не готовую к печати, не исправленную
(КНБ – Т.2 – С.348) напечатал Мерзляков.
<ВТОРАЯ ПОЛОВИНА> АВГУСТА 1815 Батюшков из Каменца отвечает Е.Ф.Муравьевой на ее письмо от 14 июля: «Благодарю за письмо Жуковского: и к нему писать буду» (КНБ – Т.2. – С.351) АВГУСТ 1815
Письмо Батюшкова из Каменца-Подольского к Жуковскому в Петербург. К.Н.Батюшков — В.А.Жуковскому Августа, числа не знаю <1815.> Каменец-Подольский
Благодарю тебя, милый друг, за несколько строк твоих из Петербурга и за
твои советы из Москвы и Петербурга. Дружба твоя — для меня сокровище,
особливо с некоторых пор. Я не сливаю поэта с другом. Ты будешь совершенный
поэт, если твои дарования возвысятся до степени души твоей, доброй и прекрасной,
и которая блистает в твоих стихах: вот почему я их перечитываю всегда
с новым и живым удовольствием, даже и теперь, когда поэзия утратила для
меня всю прелесть. Радуюсь душевно, что вздумал издавать свои сочинения:
ты обогатишь Парнас и друзей. Ты много испытал, как я слышу и вижу из
твоих писем, но все еще любишь славу, и люби ее! И мне советуешь броситься
в море Поэзии!.. Я уверен, что ты говоришь от сердца, и вот почему скажу
тебе, милый друг, что обстоятельства и несколько лет огорчений потушили
во мне страсть и жажду стихов. Может быть придут счастливейшие времена;
тогда, я буду писать, а в ожидании их читать твои прелестные стихи, читать,
и перечитывать, и твердить их наизусть. Теперь я по горло в прозе. Воображение
побледнело, но не сердце, к счастию, и я этому радуюсь. Оно еще способнее,
нежели прежде, любить друзей и чувствовать все великое, изящное. Страдания
его не убьют, милый друг, а надежда быть тебя достойным даст ему силу.
Вот все, что я скажу о себе. Когда-нибудь, в сладостных поверениях дружбы,
в тихом углу твоем (в Москве или Петербурге, где случится), ты узнаешь
более. Но когда же будет это свидание дружбы! Тусклая надежда! Кстати
о прозе напечатанной: Костогоров показывал мне программу издания прозы
Воейкова. Профессор дерптский, за неимением лучшего, вписал мои безделки,
безделки по совести, и которые не стоят быть помещены в издании его, под
громким титулом: «Образцовых сочинений»!!! Я их перечитал и в этом уверился.
Но если он заупрямится их оставить, то напиши ко мне, что ты хочешь напечатать
в прозе: я пришлю исправленные списки, и особенно «Финляндии». Все сделаю,
что могу, в угоду великолепному дерптскому профессору, который ни в каком
месте не забывает своих друзей. Поблагодари его за приятное воспоминание
о Батюшкове и спроси, как я хохотал в Москве, читая: «Сердце наше — кладезь
мрачный», и наконец: «Крокодил на дне лежит». Скажи ему, что я … на Парнасе
с ним рассчитаюсь, но люблю его по-прежнему и не за что сердиться! Есть
за что сердиться на Дашкова, который не довольно уважал меня и потому
не показал мне эту штуку. Теперь о деле. Кончи Муравьева издание и покажи
мне часть стихов. Я желал бы, чтобы напечатали только достойное Михаила
Никитича и издателя. И есть что! Но это золото не для нашей публики: она
еще слишком молода и не может чувствовать всю прелесть красноречия и прекрасной
души. Упрямое молчание об этих книгах наших журналистов не делает чести
ни вкусу их, ни уму; я прибавлю: нижé сердцу, ибо все были обязаны
менее или более покойному Муравьеву, который не имеет нужды в их похвале.
После Муравьева о себе говорить позволено с другом. Я желал бы, чтобы
Жуковский заглянул в список моих стихов у Блудова и с ним заметил то,
что стоит печатания, и то, что предать огню-истребителю. У меня Брутово
сердце для стихотворных детей моих: или слава, или смерть! Ты смеешься,
милый друг? Но прости этому припадку честолюбия и согласись заметить кое-что,
и притом скажи мне, как думаешь о моей повести: «Странствователь и Домосед»,
которую у меня Мерзляков подцепил в Москве, напечатал, не дождавшись моих
поправок... Скажи хоть слово: писать ли мне сказки или не писать! Теперь
я ничего не пишу, но вперед? Ожидая твоего разрешения, обнимаю тебя, и
Тургенева, и Блудова, которые меня забыли. Я их не забуду, вопреки им,
особливо последнего. Весь твой окаменелый житель Каменца. 1815 ? Жуковский в письме к А.П.Киреевской высказывает свое мнение о «Странствователе и домоседе» Батюшкова: «Прекрасная повесть... писанная слогом прелестным, хотя немного длинная». (Уткинский сборник. Вып.1. М.,1904. С.13) 11 АВГУСТА 1815
Батюшков в письме из Каменца-Подольского к Гнедичу в Петербург просит
его прочитать и поправить перед публикацией сказку «Странствователь
и Домосед» вместе с Жуковским: 23 СЕНТЯБРЯ 1815 В Петербурге в Малом театре состоялась премьера комедии А.Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды». 11 НОЯБРЯ <1815>
Батюшков из Каменца-Подольского пишет Вяземскому: «Ни Дашков, ни Гнедич,
ни Жуковск<ий> никто ко мне не пишет из Петербурга; и я думаю, это
Заговор молчания. Но бог с ними. Из журнала я увидел, что Шах<овской>
написал комедию и в ней напал на Жук<овского>. Это меня не удивило,
Жуковский не дюжинный, и его без лаю не пропустят к славе <...>
Я маленький Исоп посреди маститых кедров: прильну к земле, и буря мимо.<…>
Время сгложет его [Шаховского] желчь, а имена Озерова и Жуковского и Карамзина
останутся <…> Радуюсь, что удален случайно от поприща успехов и
страстей, и страшусь за Жуков<ского>. Это все его тронет: он не
каменный. Даже излишнее усердие друзей может быть вредно. Опасаюсь этого.
Заклинай его именем его Гения переносить равнодушно насмешки и хлопанье
и быть совершенно выше своих современников. Le Nil a
vu sur ses rivages [Нил видел на своих берегах]. Вот что ему повторять
надобно. Он печатает свои стихи. Радуюсь этому и не радуюсь. Лучше бы
подождать, исправить, кое-что выкинуть: у него многою лишнего. Радуюсь:
прекрасные стихи лучший ответ Митрофану Шутовскому». (С.356-357). <НОЯБРЬ–ДЕКАБРЬ 1815>
Письмо Жуковского к Батюшкову (не сохранилось). На его су-шествование
указывают следующие факты: в письме Вяземскому от 11 ноября Батюшков
сообщает, что от Жуковского нет писем (С.356), а в середине декабря благодарит
Жуковского за письмо, «унизанное столь мелкими буквами, что я с трудом,
его перечитываю» (С.362). По ответному письму Батюшкова (С.362-365) частично
восстанавливается содержание письма Жуковского. <СЕРЕДИНА ДЕКАБРЯ 1815>
Батюшков пишет письмо Жуковскому. К.Н.Батюшков — В.А.Жуковскому <Середина декабря 1815 г.> Каменец Благодарю тебя, милый друг, за письмо твое, унизанное столь мелкими буквами, что я с трудом его перечитываю. Верь мне, что по чувствам ты мне родной, если не по таланту, что я достоин сего сердечного излияния, сей откровенности, которая дышит в твоем письме. Во всем согласен с тобою насчет поэзии. Мы смотрим на нее с надлежащей точки, о которой толпа и понятия не имеет. Большая часть людей принимают за поэзию рифмы, а не чувство, слова, а не образы. Бог с нею! Но, милый друг, если ты имеешь дарование небесное, то дорого заплатишь за него, и дороже еще, если не сделаешь того, что Карамзин; он избрал себе одно занятие, одно поприще, куда уходит от страстей и огорчений: тайная земля для профанов, истинное убежище для души чувствительной. Последуй его примеру. Ты имеешь талант редкий; избери же землю, достойную его, и приготовь для будущего новую пищу сердцу и уму новую славу и новое сладострастие любимцам прекрасного. Что до меня касается, милый друг, то я готов бы отказаться вовсе от муз, если бы в них не находил еще некоторого утешения от душевной тоски. Четыре года шатаюсь по свету, живу один с собою, ибо с кем мне меняться чувствами? Ничего не желав, кроме довольствия и спокойствия, но последнего не найду, конечно. Испытал множество огорчений и износил душу до времени. Что же тут остается для поэзии, милый друг? Весьма мало! Слабый луч того огня, который ты называешь в письме своем огнем весталок; но мы его не потушим! Я подал просьбу в отставку: еду в Москву и пробуду там — долго ль, коротко ль, не знаю. Желаю с тобой увидеться на старых пепелищах, которые я люблю, как святыни. Кончи свои дела и приезжай туда. Гранитные берега Невы не должны удерживать тебя. Что же касается твоих планов в Тавриду через Киев, если это не мечтание, а твердое намерение, но я желаю тебе успеха, но тебе сопутствовать не могу. Судьба велит иначе. «Как можно лгать?» ты пишешь. Верю тебе и радуюсь, что Муравьева сочинения не затеряны. Нахожу твое намерение прекрасным и порядок материй; не поленись, милый друг, сделай маленькое предисловие, а мое письмо, если находишь его достойным, в конец книги. Советовал бы тебе посвятить все издание государю или испросить позволение его напечатать; но это сделай от своего имени, переговоря с Катериной Федоровной. Для стихов я мог бы быть полезен: я поправляю или, лучше сказать, угадываю мысли Михаила Никитича довольно удачно. А в рукописи надобно многое переменить и лучше печатать одно хорошее, достойное его и тебя, нежели все без разбору. Несколько писем, неподражаемых памятников лучшего сердца и прекраснейшей души, которая когда-либо посещала эту грязь, которую мы называем землею, несколько писем не будут лишними. Все это для людей истинно образованных, не для черни читателей. Сочинения Муравьева, конечно, бы могли сиять и во французской словесности: мы слишком молоды для такого рода чтения. Но со временем будет иначе. Пересмотри и мое маранье в жертву дружеству. Оно у Блудова переписано. Пересмотри с ним наедине и заметь, что надобно выбросить. Когда-нибудь (в лучшие дни) я это напечатаю. Переправлять не буду, кроме глупостей, если найдутся. Я слишком много переправляю. Это мой порок иди добродетель? Говорят, что дарование изобретает, ум поправляет: если это правда, то у меня более ума, нежели дарования, следственно, и писать не надобно. Кстати, об уме. Что у вас за шум? До твоего письма я ничего не знал обстоятельно. Пушкин и Асмодей писали ко мне, что Аристофан написал «Липецкие воды» и тебя преобразил в Фиялкина. Пушкин говорит мне, что он вооружается эпиграммами. Прежде сего читал в «Сыне Отечества» «Письмо к Аристофану» и тотчас по слогу отгадал сочинителя. Вот все, что я знал. Теперь узнаю, что Аристофан вывел на сцену тебя и друзей, что у вас есть общество, и я пожалован в Ахиллесы. Горжусь названием, но Ахилл пребудет бездействен на чермных и черных кораблях: В печали бо погиб и дух его и крепость.
Нет! Ахилл пришлет вам свои маранья в прозе, для издания, из Москвы.
Вот им реестр: 1) Нечто о морали и религии. 2) Италиянские стихотворцы:
Ариост, Тасс и Петрарка. 3) Путешествие в Сире. 4) Воспоминания словесности
и отрывок о Ломоносове. 5) Две аллегории, 6) Искательный — характер. 7)
О лучших качествах сердца. Это все было намарано мною здесь от скуки,
без книг и пособий; но может быть, оттого и мысли покажутся вам свежее.
Пришлю все с удовольствием, но только марайте что не понравится.
Или:
Как лучше? Спроси у Кассандры и у других имреков. Поклон арзамасцам от
старого гуся. Союзник нам — время: оно сгложет Аристофана с его драматургией.
Не видал его «Вод», не знаю его «Абуфара»; но если они похожи на некоторые
другие штучки родителя, то не о чем много хлопотать. До сих пор, кроме
водевиля «Казака», я ничего хорошего не знаю, а написано много. Ожидаю
еще поэму «Гаральд Храбрый» и нового облегчения комедиями, операми, опереттами,
драмами, водевилями; все вместе прочитаю одним духом. Что делает Беседа?
Я люблю ее как душу, аки бы сам себя. Прости, милый друг, обнимаю
тебя от всей души, от всего сердца и до свиданья в Москве. К.Б. |