~
И с т о р и я   л и т е р а т у р ы   Д р е в н е й   Р у с и
электронный учебно-методический комплекс

Главная страница | Тексты произведений | Учебники | Вопросы к экзамену

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Особенности изучения древнерусской литературы
История древнерусской литературы (ДРЛ) занимает особое место в цикле историко-литературных дисциплин на филологическом факультете и имеет несколько существенных особенностей, которые следует учитывать при освоении учебного материала.
Во-первых, существует языковой барьер. Тексты произведений написаны на незнакомом для студентов-первокурсников языке, причем быстро меняющемся от древнеболгарского (старославянского) в текстах X века до древнерусского в XII в. и далее к языку бытовых повестей, сатир, силлабических виршей XVII века. Языковые трудности усугубляются опережением курса ДРЛ по отношению к соответствующим дисциплинам лингвистического цикла («Старославянский язык», «Историческая грамматика русского языка»).
Во-вторых, есть трудности эстетического восприятия. Мировоззрение человека русского средневековья настолько отличается от современного, что требуются значительные усилия для адекватного прочтения текстов, написанных много столетий назад в иной системе эстетических «координат».
В-третьих, свойственный для ДРЛ принцип исторической достоверности произведений требует от читателя хорошей ориентации в географии, этнографии, исторических реалиях X-XVII веков, а синкретичный характер древнерусской литературы требует познаний читателя в области христианской мифологии, изобразительного искусства, архитектуры, геральдики, многих других знаний, которых, как правило, не достает студентам младших курсов.
Трудности освоения курса создаются его объёмом — семь столетий развития литературы от крещения Руси и появления первых летописей до поэзии барокко накануне реформ Петра I.
Все эти особенности курса ДРЛ делают его одним из самых сложных для студента-филолога. Однако именно с этого курса начинается курс историко-литературных дисциплин на филологическом факультете, именно на этом курсе закладываются концептуальные основы изучения русской литературы и студенты знакомятся с такими принципиальными вопросами как происхождение и основные тенденции развития русской литературы, её национальное своеобразие, её роль в национальной истории и др.

Основные цели курса «История древнерусской литературы»:
  1. Эстетическое осмысление студентами классических произведений древнерусской литературы.
  2. Понимание поэтики отдельных произведений и отдельных жанров в связи со своеобразием историко-культурной эпохи, литературной школы и творческой индивидуальностью автора.
  3. Усвоение студентами основных теоретических понятий в их историко-литературном развитии.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

Тема № 1. Общая характеристика литературы X – XVII веков.
а) Введение. Проблемы изучения древнерусской литературы.
б) Основные особенности поэтики древнерусской литературы. (Анонимность, жанровость, ансамблевость, синкретичность, историзм, анфиладность, тавтологичность, этикетность, эмблематичность и орнаментальность, молитвословность).
в) Основные тенденции развития древнерусской литературы. Возникновение ДРЛ (понятия литературная трансплантация, литература-посредница). Периодизация.
Что читать по теме № 1
Лихачев Д.С. Великое наследие. Глава «Первые семьсот лет русской литературы»
Творогов О.В. Литература Древней Руси. Глава «Возникновение русской литераутры»

Тема № 2. Система жанров древнерусской литературы.
а) Жанровая диффузия и смещение жанров.
б) Иерархия жанров древнерусской литературы. Церковные, светские, внесистемные жанры и модусы.
в) Эволюция жанровой системы древнерусской литературы. (Количественное разрастание, диффузия, секуляризация).
Что читать по теме № 2
Лихачев Д.С. Великое наследие. Глава «Первые семьсот лет русской литературы»
Творогов О.В. Литература Древней Руси. Глава «Возникновение русской литераутры»


Тема № 3. Литература XI — начала XII века (период Киевской Руси).
а) Стиль монументального историзма в литературе периода Киевской Руси.
б) Торжественная проповедь. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Проблематика и поэтика.
в) Особенности жанра жития первых русских святых. «Сказание о Борисе и Глебе».
г) «Житие Феодосия Печерского».
д) Учительные жанры. «Поучение» Владимира Мономаха. (Своеобразие этических взглядов Мономаха, поэтика его произведений. Письмо, поучение, автобиография).
Что читать по теме № 3
Библия. Ветхий Завет: Книга Бытия, гл.17
«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона
Лихачев Д.С. Великое наследие. Глава «Cлово о Законе и Благодати» Илариона
«Сказание о Борисе и Глебе»
«Житие Феодосия Печерского»
«Киево-Печерский патерик»
«Поучение» Владимира Мономаха
Лихачев Д.С. Великое наследие. Глава «Сочинения князя Владимира Мономаха»
Творогов О.В. Литература Древней Руси. Глава «Литература Киевской Руси»

Тема № 4. «Повесть временных лет» как литературный памятник XII века.
а) Генезис «Повести временных лет». Гипотезы А.А.Шахматова, В.М.Истрина, Д.С.Лихачева, Б.А.Рыбакова. Исторические и литературные источники «Повести временных лет».
б) Композиция «Повести временных лет». Погодный принцип повествования.
в) Типы летописного повествования и стили «Повести временных лет». Стилевое строение текста.
г) Особенности мировоззрения летописца; летописное время. Философия истории летописца.
Что читать по теме № 4
«Повесть временных лет»
Лихачев Д.С. Великое наследие. Глава «Повесть временных лет»
Творогов О.В. Литература Древней Руси. Глава «Литература Киевской Руси»

Тема № 5. Литература середины XII – начала XIII в.
а) Общая характеристика периода «областных литератур».
б) Смоленская литературная школа. Климент Смолятич. «Слова» Кирилла Туровского.
в) Галицко-Волынское летописание. Житие Даниила Галицкого.
г) Владимиро-Суздальская литературная школа. «Моление Даниила Заточника».
Что читать по теме № 5
Лихачев Д.С. Великое наследие. Глава «Слово о полку Игореве» (начало главы с характеристикой периода «областных литератур»)
«Моление Даниила Заточника»
Лихачев Д.С. Великое наследие. Глава «Моление» Даниила Заточника
Творогов О.В. Литература Древней Руси. Глава «Литература Киевской Руси»

Тема № 6. Поэтика «Слова о полку Игореве».
а) «Слово о полку Игореве» и русская культура XII века.
б) Система образов «Слова о полку Игореве». Символическая образность «Слова…». Образ русской земли в «Слове…».
в)  Проблема жанра «Слова о полку Игореве».
г) Проблема автора «Слова о полку Игореве».
Что читать по теме № 6
«Слово о полку Игореве» (реконструированный древнерусский текст, современный перевод, научный комментарий к тексту)
Лихачев Д.С. Великое наследие. Глава «Слово о полку Игореве»
Творогов О.В. Литература Древней Руси. Глава «Литература Киевской Руси»

Тема № 7. Литература середины XIII – середины XIV в.
а) Общая характеристика периода. Татаро-монголы и причины их нашествия.
б) «Повесть о битве на реке Калке» — первая оценка первого столкновения. Особенности поэтики повести (синтез книжного жанра летописной повести и устных преданий).
в)  «Повесть о разорении Рязани Батыем»: своеобразие стиля рязанской школы искусства; публицистический пафос повести; поэтика «Повести…» (ритм, детали, образ героя-антагониста, реминисценции из борисоглебских преданий, влияние фольклорных жанров).
г) «Задонщина»: проблема жанра; своеобразие стиля, «Задонщина» и «Слово о полку Игореве».
Что читать по теме № 7
«Повесть о битве на реке Калке»
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
«Слово о погибели Русской земли»
«Задонщина»
Лихачев Д.С. Великое наследие. Глава «Повесть о разорении Рязани Батыем»
Лихачев Д.С. Великое наследие. Глава «Задонщина»
Творогов О.В. Литература Древней Руси. Глава «Повести XIII-XV вв. о борьбе с монголо-татарским игом»

Тема № 8. Литература конца XIV – начала XV в.
а) Общая характеристика эпохи русского Предвозрождения.
б) Отражение идеи «Москва — третий Рим» в древнерусской литературе.
в) Второе южно-славянское влияние и стиль «плетения словес» и в литературе Древней Руси.
г) Творчество Епифания Премудрого: «Житие Стефана Пермского»; «Житие Сергия Радонежского»; «Письмо к Кириллу Тверскому»
д) Литература путешествий («Хождение Стефана Новгородца в Царьград»). Исторические повести («Повесть о нашествии Тохтамыша», «Повесть о Тамерлане», «Повесть о нашествии Едигея в 1408 году»).
Что читать по теме № 8
«Письмо Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому»
«Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе»
«Сказание об Индийском царстве»
«Сказание о Соломоне и Китоврасе»
Творогов О.В. Литература Древней Руси. Глава «Литература XV в.»

Тема № 9. Литература второй половины XV-XVI в.
а) Общая характеристика литературы периода «исторических размышлений и государственного устроения». (Ренессансные веяния, ересь.)
б) Ренессансные веяния в русской литературе: «Повесть о Петре и Февронии Муромских»; «Повесть о житии Михаила Клопского»; «Сказание о Дракуле-воеводе»; «Рассказ о смерти Пафнутия Боровского».
г) Стиль «второго монументализма». «Лицевой летописный свод», «Казанская история», «Домострой».
д) Литературное творчество Ивана Грозного: «Челобитная Симеону Бекбулатовичу»; «Послание в Кирило-Белозерский монастырь»; Письмо Василию Грязному; Переписка с А.М.Курбским. Поэтика и проблематика. Спор о литературном языке. Своеобразие публицистического стиля Ивана Грозного. Роль его сочинений в развитии авторского начала в древнерусской литературе.
е) «Хождение Афанасия Никитина» в контексте литературной эпохи.
Что читать по теме № 9
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
«Повесть о житии Михаила Клопского»
«Сказание о Дракуле-воеводе»
«Хождение за три моря Афанасия Никитина»
«Повесть о Басарге»
«Сказание о князьях Владимирских»
Сочинения Ивана Грозного
Лихачев Д.С. Великое наследие. Глава «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Лихачев Д.С. Великое наследие. Глава «Сочинения царя Ивана Васильевича Грозного»
Лихачев Д.С. Великое наследие. Глава «Хожение за три моря» Афанасия Никитина
Творогов О.В. Литература Древней Руси. Глава «Литература XVI в.»

Тема № 10. Жанр хождения в древнерусской литературе.
а) Общая характеристика жанра хождения в древнерусской литературе. Жанровые модусы. Поэтика жанра.
б) «Хождение Игумена Даниила» и его значение для формирования и развития жанра.
в) Эволюция жанра. «Хождение Стефана Новгородца в Царьград».
г) «Хождение Афанасия Никитина» (маршрут путешествия, цель, герой, стиль, язык).
Что читать по теме № 10
«Хождение за три моря Афанасия Никитина»
Лихачев Д.С. Великое наследие. Глава «Хожение за три моря» Афанасия Никитина

Тема № 11. Литература конца XVI – начала XVII в.
Общая характеристика литературы «смутного времени». (Открытие внесословной ценности человека, «открытие характера»).
Что читать по теме № 11
«Хождение за три моря Афанасия Никитина»
«Сказание о роскошном житии и веселии»
«Спор жизни со смертью»
Творогов О.В. Литература Древней Руси. Глава «Литература XVII в.»

Тема № 12. Литература XVII века.
а) Общая характеристика литературы периода Раскола.
б) «Сказочные» повести. Появление вымысла в литературе.
в) Авантюрные повести. «Бова», «Еруслан Лазаревич».
г) Сатирические повести. «Повесть о Фоме и Ерёме», «Лечебник на иноземцев».
д) «Повесть о Фроле Скобееве».
е) «Повесть о Горе-Злочастии».
Что читать по теме № 12
«Повесть о бражнике»
«Повесть о Ерше Ершовиче»
«Повесть о Горе-Злочастии»
«Суд Шемякин»
«Повесть об азовском осадном сидении донских казаков»
Лихачев Д.С. Великое наследие. Глава «Повесть о Горе Злочастии»
Творогов О.В. Литература Древней Руси. Глава «Литература XVII в.»

Тема № 13.  «Житие протопопа Аввакума».
а) Аввакум Петров и его роль в Расколе.
б) История создания «Жития…» и его литературная история.
в) Сюжет и композиция «Жития…».
г) Проблема жанра «Жития протопопа Аввакума.
Что читать по теме № 13
«Житие протопопа Аввакума»
Лихачев Д.С. Великое наследие. Глава «Сочинения протопопа Аввакума»
Творогов О.В. Литература Древней Руси. Глава «Литература XVII в.»

Главная страница | Тексты произведений | Учебники | Вопросы к экзамену