СКАЗАНИЕ О СОЛОМОНЕ И КИТОВРАСЕ
СКАЗАНИЕ О ТОМ КАКО ЯТ БЫЛ КИТОВРАС СОЛОМОНОМ Егда же здаше Соломон святая святых, тогда же бысть потреба Соломону
вопросити Китовраса. Осочиша где живеть, рекоша в пустыни далнеи. Тогда
мудростию своею замысли Соломон сковати уже железно и гривну железну,
написа же на ней во имя божие заречение. И посла же болярина лучшего
с отроки и веляше вести вино и мед, и руна овчяя с собою взяша. Приидоша
к месту его, ко трем кладязем его, а его туто нет. По указанию Соломоню
и волияша в кладязи те вино и мед, и заткаша устия кладязем руны овчьми;
налияша же два кладяза вина, а третий меду, а сами съхранишась таино
и зряху ис таи, оже прийти ему воды нити ко кладязем. И прииде абие,
и приник к воде, нача пити, и рече: «Всяк, пия вино, не умудряеть».
Яко же перехоте воды, и рече: «Ты еси вино, веселящее сердце человеком».
И выпи все 3 кладязи. И хоте поспати мало, и разня его вино, и уснув
твердо. Болярин же, пришед, искова его твердо по шии, по рукам и по
ногам. И очютився, хотя крянутися, и рече ему болярин: «Господине, Соломон
имя господне со запрещением написа на веригах ныне на тебе». Он виде
на себе и поиде кроток во Иерусалим ко царю.Нрав же его бяше таков: не ходяшеть путем кривым, но правым, и во
Иерусалим пришед, требляхут путь пред ним и по-латырушаху, не ходя бо
криво. И приидоша ко вдовицене храмине, и вытекши вдвица и взопи, глаголя,
молящися Китоврасу: «Господине, вдовица семь убога. Не оскорби мя!»
Он же огну ся около угла, не соступяся с пути, и изломи си ребро. И
рече: «Язык мякок кость ломить». Ведом же сквозе торг, и слыша мужа
рекуща: «Не ли черви на 7 лет?», и рассмеяся Китоврас. И виде другаго
мужа ворожаща и посмеяся. И виде свадбу играющу и восплакася. И видяще
мужа на пути блудяща кроме пути и наведе и на путь.И приведоша его в двор царев. В первом же дни не ведоша его к Соломону,
и рече Китоврас: «Чему мя не зоветь к себе царь?» Реша ему: «Перепил
есть вечер». Взя же Китоврас камень и положи на камени. И поведаша Соломону
творение Китоврасово, и рече царь: «Велит ми пити питие на питье». Во
други же день не зва его к себе царь, и рече: «Чему не ведете мя ко
царю, и почто не вижю лица его?», и реша: «Немогаеть царь, им же вчера
много ел». Сня же Китоврас камень с камени.В 3 же день реша: «Зовет тя царь». Он же умеря прут четырех локот
и вниде пред царя, и поклонися, и поверже прут пред царей молча. Царь
же мудростию своею протолкова прут боляром своим, и рече: «Область ти
дал есть вселенную, и не насытился еси, изымал еси мене». И рече ему
Соломон: «Не на потребу свою приведох тя, но на вопрос очертании святая
святых приведох тя по повелению господню, яко не поведено ми есть тесати
камени железом».И рече Китоврас: «Есть ноготь птица мал во имя шамир. Хранит же кокоть
детки во гнезде своемь на горе каменнеи в пустыни далнеи». Соломон же
посла болярина своего со отрокы своими по наказанию Китоврасову ко гнезду.
Китоврас же вда белое сткло болярину, наказа его съхранитись от гнезда:
«Яко вылетит кокот, замажи стьклом сим гнездо». Болярин же поиде ко
гнезду, оли в нем птенци мали, кокот же бе летел по кормлю. И заложи
стклом устие гнезду. Мало же постояша и кокот прилете, хоте влести в
гнездо, куренци пискаху сквозе стькло, а он к ним не умеет власти. А
си сохранишась в таине. Сохранил бо и бяше не на коемь, и приносе и
к гнезду и положи и на стекле, хотя е рассадити. Они же кликнуша, и
отпусти. И взем же их болярин приносе к Соломону.Бысть же Соломон вопрашая Китовраса: «Почто ся еси расмеял мужу прашащу
черви на 7 лет?» — «Видех на нем, — рече Китоврас, — яко не будеть до
7 дни жив». Посла же царь испытати, и бысть тако. И рече Соломон: «Почто
еси расмиялся мужю ворожащу?» Отвеща Китоврас и рече: «Он поведаше людем
скровная, а сам не ведя крова под собою со златом». И рече Соломон:
«Шедше испытаите». И испыташа и бысть тако. И рече царь: «Почто еси
плакал видев свадбу?», и рече: «Съжалихси, яко жених тои не будет жив
до 30 дни». Испыта же царь и бысть тако. И рече царь: «Почто мужа пияна
наведе на путь?» Отвеща Китоврас и рече: «Слышах с небесе, яко верен
есть муж той, а достоить послужити ему».Бысть же у Соломона Китоврас до свершения святая святых.Бысть егда нача молвити Соломон Китоврасу: «Ныне видех, яко сила ваша
яко человеческа, и несть вашия силы болши нашия силы, и яко ях тя».
И рече ему Китоврас: «Царю, аще хощеши видети силу мою, да соими с мене
уже, даи же ми жуковину свою с руки, да видиши силу мою». Соломон же
сня с него уже железное и дасть ему жуковину. Он же пожре и простре
крило свое, и заверже, и удари Соломона, и заверже и на конець земля
обетованныя. Уведаша же мудреци его и книжници, взыскаша Соломона.Всегда же обхожааше страх Китоврашь в нощи. Царь же сътвори одр и
повеле стояти 60 отроком силным с мечи около. Потому же молвится в Писаних:
«Одр Соломонь, 60 отрок храбрых от израилтян и от страны нощны».
СКАЗАНИЕ О СОЛОМОНЕ И КИТОВРАСЕ
СКАЗАНИЕ О ТОМ, КАК БЫЛ ВЗЯТ КИТОВРАС СОЛОМОНОМ
Перевод Г.М.Прохорова
Когда Соломон строил святое святых, тогда понадобилось ему посоветоваться
с Китоврасом. Донесли ему, где тот живет, сказали — в дальней пустыне.
Тогда мудрый Соломон задумал сковать железную цепь и железный обруч,
а на нем написал заклятие именем божиим. И послал первого из своих бояр
со слугами и велел им везти с собой вино и мед и взять овечьи шкуры.
Пришли к месту Китовраса, к трем колодцам его, но его там не было. И
по наказу Соломона влили в те колодцы вино и мед, а сверху затянули
их овечьими шкурами. В два колодца налили вино, а в третий мед; сами
же, спрятавшись, смотрели исподтишка, не идет ли он пить воду к колодцам.
И вот он пришел, приник к воде, начал пить и сказал: «Всякий, вина выпив,
мудрее не станет». Но расхотелось ему пить воду, и он сказал: «Ты —
вино, веселящее людям сердце», — и выпил все три колодца. И захотел
немного поспать, и разобрало его вино, и он уснул крепко. Боярин же,
подойдя, крепко сковал его по шее, по рукам и по ногам. И, проснувшись,
он хотел рвануться, но боярин сказал ему: «Господин, Соломон имя господне
с заклятием написал на веригах, которые теперь на тебе». Он же, увидев
их на себе, кротко пошел в Иерусалим к царю.Нрав же его был такой: не ходил он путем кривым, но — только прямо;
и когда пришли в Иерусалим, расчищали перед ним путь и рушили дома,
ибо он не ходил в обход. И подошли к дому вдовы, и выбежала вдова и
закричала, умоляя Китовраса: «Господин, вдова я убогая. Не обижай меня!»
Он же изогнулся около угла, не сходя с пути, и сломал себе ребро. И
сказал: «Мягкий язык кости ломает». Когда вели его через торг, то, услышав,
как один человек говорил: «Нет ли башмаков на семь лет?», Китоврас рассмеялся.
И, увидев другого человека-ворожащего, засмеялся, а увидев свадьбу справляемую,
заплакал. Увидев же на дороге человека, блуждающего без дороги, он направил
его на путь.И привели его во двор царев. В первый день не повели его к Соломону,
и спросил Китоврас: «Почему не зовет меня к себе царь?» Сказали ему:
«Он вчера перепил». Китоврас же взял камень и положил на другой камень.
Соломону рассказали, что сделал Китоврас, и царь сказал: «Велит мне
пить питье на питье». И на другой день не позвал его к себе царь; и
Китоврас спросил: «Почему не ведете меня к царю и почему я не вижу лица
его?» И сказали: «Недомогает царь, оттого что вчера много ел». Китоврас
же снял камень с камня.На третий день сказали: «Зовет тебя царь». Он же измерил прут в четыре
локтя, вошел к царю, поклонился и молча бросил прут перед царем. Царь
же по мудрости своей разъяснил боярам своим, что означает прут, и поведал:
«Дал тебе бог во владение вселенную, а ты не насытился, поймал и меня».
И сказал Соломон Китоврасу: «Не по прихоти своей привел тебя, но по
повелению господню, чтобы спросить, как строить святое святых, так как
не позволено мне тесать камни железом».И сказал Китоврас: «Есть птица малая кокот по имени шамир. Детей же
кокот оставляет в своем гнезде на горе каменной в пустыне дальней».
Соломон же по указанию Китовраса послал своего боярина со своими слугами
ко гнезду. А Китоврас дал боярину белое стекло и наказал спрятаться
у гнезда: «Когда вылетит кокот, замажь этим стеклом гнездо». Боярин
пошел ко гнезду; а в гнезде — маленькие птенцы, кокот же улетел за кормом.
Он заложил стеклом устье гнезда. Немного подождал. И прилетел кокот,
захотел влезть в гнездо, птенцы пищат за стеклом, а он к ним не может
добраться. А люди спрятались. Он же принес к гнезду то, что прятал где-то,
и приложил к стеклу, пытаясь его рассадить. Люди же крикнули, и птица
выронила острие. И, взяв его, боярин принес к Соломону.Потом спросил Соломон Китовраса: «Почему ты рассмеялся, когда человек
спрашивал башмаки на семь лет?» — «Видел по нему, — отвечал Китоврас,
— что не проживет и семи дней». Царь послал проверить, и оказалось так.
И спросил Соломон: «Почему ты рассмеялся, когда человек ворожил?» Отвечал
Китоврас: «Он рассказывал людям о тайном, а сам не знал, что под ним
— клад с золотом». Сказал Соломон: «Пойдите и проверьте». Проверили
— и оказалось так. И спросил царь: «Почему плакал, увидев свадьбу?»
И сказал Китоврас: «Опечалился, потому что жених тот не проживет и тридцати
дней». Проверил царь — и оказалось так. И царь спросил: «Зачем пьяного
человека вывел на дорогу?» Ответил Китоврас: «Слышал я с небес, что
добродетелен тот человек и следует ему послужить».Пробыл Китоврас у Соломона до завершения святого святых.Однажды Соломон сказал Китоврасу: «Теперь я убедился, что сила твоя
— как и человеческая, и не больше твоя сила нашей силы, ибо поймал я
тебя». И ответил ему Китоврас: «Царь, если хочешь узнать мою силу, сними
с меня цепи и дай мне свой перстень с руки, тогда увидишь силу мою».
Соломон снял с него железную цепь и дал ему перстень. А он проглотил
перстень, простер крыло свое, размахнулся и ударил Соломона,
и забросил его на край земли обетованной. Узнали об этом мудрецы и книжники
и разыскали Соломона.По ночам Соломона всегда охватывал страх к Китоврасу. И царь соорудил
ложе и повелел 60 сильным юношам кругом стоять с мечами. Потому и говорится
в Писании: «Ложе Соломона, и охрана из 60 юношей храбрых из израильтян
и из стран северных».
Источник. Изборник (Сборник произведений литературы Древней
Руси). – М.: Худож. лит., 1969. – С.370-375, 746-747 (прим.) – Сер.
«Библиотека всемирной литературы». Подготовка текста «Повести…» и перевод
Г.М.Прохорова, прим. Я.С.Лурье.
Комментарий. Сказание о мудром иудейском царе Соломоне и о
служившем ему «дивием звере» Китоврасе принадлежит к числу «апокрифических»
сочинений — произведений, написанных на библейские темы, но не включенных
в Священное писание, «скровных» (тайных) и запретных. Уже с XIV в. на
Руси имели хождение специальные индексы «отрёченных» книц в индексах
этих значились «О Соломоне цари басни и кощюны и о Китоврас». Происхождение
и время проникновения на Русь сказаний о Соломоне и Китоврасе (как и
других апокрифических легенд о Соломоне) не установлено. Сходство этих
сказаний со средневековой еврейской (талмудической) литературой и некоторые
особенности их языка позволяют видеть в них перевод с еврейского оригинала,
но был ли этот перевод сделан в Киевской Руси или в южнославянских землях
(также знавших «кощюны» о Китоврасе), неизвестно. Во всяком случае,
уже в XIV в. сказания о Соломоне и Китоврасе были известны в северо-восточной
Руси. Они входили обычно в состав более широкого комплекса сказаний
о царе Соломоне (суды Соломона, Соломон и Южицкая царица) в «Толковой
Палее» (книги, излагающей и толкующей библейские сюжеты).Сказания о Китоврасе недаром включались в церковные индексы. Они принадлежали
к народной «смеховой» литературе средневековья, которая, в отличие от
церковно-учительной литературы, не разделяла своих героев на «белых»
и «черных» — положительных или резко отрицательных. «Дивий зверь» Китоврас
(его имя происходит от названия сказочного существа греческой мифологии
кентавра или от индийского духа гандарва) дает Соломону полезные наставления,
и он же забрасывает царя на край света, где его приходится разыскивать
мудрецам и книжникам. Главное в Китоврасе — не доброта и не злодейство,
а проницательность и остроумие.Сказание о Соломоне и Китоврасе печатается по тексту одного из сборников
Кирилло-Белозерского монастыря, составленных книгописцем XV в. Ефросином.—
ГПБ, Кирилло-Белозерское собрание, № II–1088, с дополнением явно пропущенного
места по списку ГПБ, Кирилло-Белозерское собрание, № 68–1145.
|