По
благословению отца моего старца Епифания писано моею рукою грешною протопопа
Аввакума, и аще что реченно просто, и вы, господа ради, чтущии и слышащии,
не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природной язык,
виршами философскими не обык речи красить, понеже не словес красных бог
слушает, но дел наших хощет. И Павел пишет: «аще языки человеческими глаголю
и ангельскими, любви же не имам, — ничто же есмь». Вот что много рассуждать:
не латинским языком, ни греческим, ни еврейским, ниже
[1] иным коим ищет от нас говоры господь, но любви с прочими добродетельми
хощет; того ради я и не брегу о красноречии и не уничижаю своего языка
русскаго, но простите же меня, грешнаго, а вас всех, рабов Христовых,
бог простит и благословит. Аминь.
Всесвятая троице,
боже и содетелю всего мира! поспеши и направи сердце мое начати с разумом
и кончати делы благими, яже ныне хощу глаголати аз недостойный; разумея
же свое невежество, припадая, молю ти ся и еже от тебя помощи прося: управи
ум мой и утверди сердце мое приготовитися на творение добрых дел, да,
добрыми делы просвещен, на судище десныя
[2] ти страны причастник буду со всеми избранными твоими. И ныне,
владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком возглаголю Дионисия
Ареопагита о божественных именех, что есть богу присносущные имена истинные,
еже есть близостные, и что виновные, сиречь похвальные. Сия суть сущие:
сый, свет, истина, живот; только четыре свойственных, а виновных много;
сия суть: господь, вседержитель, непостижим, неприступен, трисиянен, триипостасен,
царь славы, непостоянен, огнь, дух, бог, и прочая по тому разумевай.
Того ж Дионисия
о истине: себе бо отвержение истины испадение есть, истина бо сущее есть;
аще бо истина сущее есть, истины испадение сущаго отвержение есть; от
сущаго же бог испасти не может, и еже не быти – несть.
Мы
же речем: потеряли новолюбцы существо божие испадением от истиннаго господа,
святаго и животворящаго духа. По Дионисию: коли уж истины испали, тут
и сущаго отверглися. Бог же от существа своего испасти не может, и еже
не быти, несть того в нем: присносущен истинный бог наш. Лучше бы им в
Символе веры не глаголати господа, виновнаго имени, а нежели истиннаго
отсекати, в нем же существо божие содержится. Мы же, правовернии, обоя
имена исповедаем: и в духа святаго, господа, истиннаго и животворящаго,
света нашего, веруем, со отцем и сыном поклоняемаго, за него же стражем
и умираем, помощию его владычнею. Тешит нас Дионисий Ареопагит, в книге
ево сице [3] пишет: сей
убо есть воистину истинный християнин, зане
[4] истиною разумев Христа и тем благоразумие стяжав, исступив убо
себе, не сый в мирском их нраве и прелести [5] , себя же весть трезвящеся и измененна всякаго
прелестнаго неверия, не токмо даже до смерти бедствующе истины ради, но
и неведением скончевающеся всегда, разумом же живуще, и християне суть
свидетельствуемы. Сей Дионисий научен вере Христове от Павла апостола,
живый во Афинех, прежде, даже не прийти в веру Христову, хитрость имый
исчитати беги небесныя; егда ж верова Христови, вся сия вмених быти яко
уметы [6] . К Тимофею пишет в книге своей, сице глаголя: «дитя, али не
разумеешь, яко вся сия внешняя блядь
[7] ничто же суть, но токмо прелесть и тля и пагуба? аз проидох делом
и ничто ж обретох, но токмо тщету». Чтый да разумеет. Исчитати беги небесныя
любят погибающии, понеже любви истинныя не прияша, воеже спастися им;
и сего ради послет им бог действо льсти, воеже веровата им лжи, да суд
приимут не веровавшии истине, но благоволиша о неправде. (Чти Апостол,
275.)
Сей Дионисий, еще
не приидох в веру Христову, со учеником своим во время распятия господня
быв в солнечном граде и видев: солнце во тьму преложися и луна в кровь,
звезды в полудне на небеси явилися черным видом. Он же ко ученику глагола:
«или кончина веку прииде, или бог слово плотию стражет»; понеже не по
обычаю тварь виде изменену: и сего ради бысть в недоумении. Той же Дионисий
пишет о солнечном знамении, когда затмится: есть на небеси пять звезд
заблудных, еже именуются луны. Сии луны бог положил не в пределех, яко
ж и прочии звезды, но обтекают по всему небу, знамение творя или во гнев
или в милость, по обычаю текуще. Егда заблудная звезда, еже есть луна,
подтечет под солнце от запада и закроет свет солнечный, то солнечное затмение
за гнев божий к людям бывает. Егда ж бывает, от востока луна подтекает,
то по обычаю шествие творяще закрывает солнце.
А в нашей России
бысть знамение: солнце затмилось в 162 году, пред мором за месяц или меньши.
Плыл Волгою рекою архиепископ Симеон перед Петровым днем недели за две;
часа с три плачючи у берега стояли; солнце померче, от запада луна подтекала.
По Дионисию, являя бог гнев свой к людям: в то время Никон отступник веру
казил и законы церковныя, и сего ради бог излиял фиал
[8] гнева ярости своея на русскую землю; зело [9] мор велик был, неколи еще забыть,
вси помним. Потом, минув годов с четырнадцеть, вдругорядь [10] солнцу затмение было; в Петров пост, в пяток,
в час шестый, тьма бысть; солнце померче, луна подтекала от запада же,
гнев божий являя, и протопопа Аввакума, беднова горемыку, в то время с
прочими остригли в соборной церкви власти и на Угреше в темницу, проклинав,
бросили. Верный разумеет, что делается в земли нашей за нестроение церковное.
Говорить о том полно; в день века познано будет всеми; потерпим до тех
мест.
Той же Дионисий
пишет о знамении солнца, како бысть при Исусе Наввине во Израили. Егда
Исус секий иноплеменники, и бысть солнце противо Гаваона, еже есть на
полднях, ста Исус крестообразно, сиречь распростре руце свои, и ста солнечное
течение, дондеже [11] враги погуби. Возвратилося
солнце к востоку, сиречь назад отбежало, и паки
[12] потече, и бысть во дни том и в нощи тридесять четыре часа, понеже
в десятый час отбежало; так в сутках десять часов прибыло. И при Езекии
царе бысть знамение: оттече солнце вспять во вторый на десять час дня,
и бысть во дни и в нощи тридесять шесть часов. Чти книгу Дионисиеву, там
пространно уразумеешь.
Он же Дионисий пишет
о небесных силах, росписует, возвещая, како хвалу приносят богу, разделяяся
деветь чинов на три тройцы. Престоли, херувими и серафими освящение от
бога приемлют и сице восклицают: благословенна слава от места господня!
И чрез их преходит освящение на вторую тройцу, еже есть господства, начала,
власти; сия тройца, славословя бога, восклицают: аллилуия, аллилуия, аллилуия!
По алфавиту, аль отцу, иль сыну, уия духу святому. Григорий Нисский толкует:
аллилуия — хвала богу; а Василий Великий пишет: аллилуия — ангельская
речь, человечески рещи — слава тебе, боже! До Василия пояху во церкви
ангельския речи: аллилуия, аллилуия, аллилуия! Егда же бысть Василий,
и повеле пети две ангельския речи, а третьюю, человеческую, сице: аллилуия,
аллилуия, слава тебе, боже! У святых согласно, у Дионисия и у Василия;
трижды воспевающе, со ангелы славим бога, а не четыржи, по римской бляди;
мерзко богу четверичное воспевание сицевое: аллилуия, аллилуия, аллилуия,
слава тебе, боже! Да будет проклят сице поюще. Паки на первое возвратимся.
Третьяя тройца, силы, архангели, ангели, чрез среднюю тройцу освящение
приемля, поют: свят, свят, свят господь Саваоф, исполнь небо и земля славы
его! Зри: тричисленно и сие воспевание. Пространно пречистая богородица
протолковала о аллилуии, явилася ученику Ефросина Псковскаго, именем Василию.
Велика во аллилуи хвала богу, а от зломудрствующих досада велика, — по-римски
святую тройцу в четверицу глаголют, духу и от сына исхождение являют;
зло и проклято се мудрование богом и святыми. Правоверных избави боже
сего начинания злаго, о Христе Исусе, господе нашем, ему же слава ныне
и присно и во веки веком. Аминь.
Афанасий великий
рече: иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическая [13] вера, ея же аще кто целы и
непорочны не соблюдает, кроме всякаго недоумения, во веки погибнет. Вера
ж кафолическая сия есть, да единаго бога в тройце и тройцу во единице
почитаем, ниже сливающе составы, ниже разделяюще существо; ин бо есть
состав отечь, ин — сыновень, ин — святаго духа; но отчее, и сыновнее,
и святаго духа едино божество, равна слава, соприсущно величество; яков
отец, таков сын, таков и дух святый; вечен отец, вечен сын, вечен и дух
святый; не создан отец, не создан сын, не создан и дух святый; бог отец,
бог сын, бог и дух святый не три бози, но един бог; не три несозданнии,
но един несозданный, един вечный. Подобне: вседержитель отец, вседержитель
сын, вседержитель и дух святый. Равне: непостижим отец, непостижим сын,
непостижим и дух святый. Обаче
[14] не три вседержители, но един вседержитель; не три непостижимии,
но един непостижимый, един пресущный. И в сей святей тройце ничтоже первое
или последнее, ничтоже более или менее, но целы три составы и соприсносущны
суть себе и равны. Особно бо есть отцу нерождение, сыну же рождение, а
духу святому исхождение: обще же им божество и царство. (Нужно бо есть
побеседовати и о вочеловечении бога-слова к вашему спасению.) За благость
щедрот излия себе от отеческих недр сын-слово божие в деву чисту богоотроковицу,
егда время наставало, и воплотився от духа свята и Марии девы вочеловечився,
нас ради пострадал, и воскресе в третий день, и на небо вознесеся, и седе
одеснýю [15] величествия
на высоких и хощет паки прийти судити и воздати комуждо по делом его,
его же царствию несть конца, И сие смотрение
[16] в бозе бысть прежде, даже не создатися Адаму, прежде, даже не
вообразитися. (Совет отечь.) Рече отец сынови: сотворим человека по образу
нашему и по подобию. И отвеща другий: сотворим, отче, и преступит бо.
И паки рече: о единородный мой! о свете мой! о сыне и слове! о сияние
славы моея! аще промышляеши созданием своим, подобает ти облещися в тлимаго
человека, подобает ти по земли ходити, плоть восприяти, пострадати и вся
совершити. И отвеща другий: буди, отче, воля твоя. И посем создася Адам.
Аще хощеши пространно разумети, чти Маргарит: Слово о вочеловечении; тамо
обрящеши. Аз кратко помянул, смотрение показуя. Сице всяк веруяй в онь
не постыдится, а не веруяй осужден будет и во веки погибнет, по вышереченному
Афанасию. Сице аз, протопоп Аввакум, верую, сице исповедаю, с сим живу
и умираю.
Рождение же мое
в нижегороцких пределех, за Кудмою рекою, в селе Григорове. Отец ми бысть
священник Петр, мати — Мария, инока Марфа. Отец же мой прилежаше пития
хмельнова; мати же моя постница и молитвенница бысть, всегда учаше мя
страху божию. Аз же некогда видев у соседа скотину умершу, и той нощи,
восставше, пред образом плакався довольно о душе своей, поминая смерть,
яко и мне умереть; и с тех мест обыкох по вся нощи молитися. Потом мати
моя овдовела, а я осиротел молод и от своих соплеменник во изгнании быхом.
Изволила мати меня женить. Аз же пресвятей богородице молихся, да даст
ми жену помощницу ко спасению. И в том же селе девица, сиротина ж, беспрестанно
обыкла ходить во церковь, — имя ей Анастасия. Отец ея был кузнец, именем
Марко, богат гораздо; а егда умре, после ево вся истощилось. Она же в
скудости живяше и моляшеся богу, да же [17] сочетается за меня совокуплением
брачным; и бысть по воли божии тако. Посем мати моя отыде к богу в подвизе
велице. Аз же от изгнания переселихся во ино место. Рукоположен во диаконы
двадесяти лет с годом, и по дву летех в попы поставлен; живый в попех
осмь лет, и потом совершен в протопопы православными епископы, — тому
двадесеть лет минуло; и всего тридесять лет, как имею священство.
А егда в попах был,
тогда имел у себя детей духовных много, — по се время сот с пять или с
шесть будет. Не почивая, аз, грешный, прилежа во церквах, и в домех, и
на распутиях, по градом и селам, еще же и в царствующем граде и во стране
сибирской проповедуя и уча слову божию, — годов будет тому с полтретьятцеть [18] .
Егда еще был в попех,
прииде ко мне исповедатися девица, многими грехми обремененна, блудному
делу и малакии [19] всякой
повинна; нача мне, плакавшеся, подробну возвещати во церкви, пред Евангелием
стоя. Аз же, треокаянный врач, сам разболелся, внутрь жгом огнем блудным,
и горько мне бысть в той час: зажег три свещи и прилепил к налою, и возложил
руку правую на пламя, и держал, дондеже во мне угасло злое разжение, и,
отпустя девицу, сложа ризы, помоляся, пошел в дом свой зело скорбен. Время
же, яко полнощи, и пришед во свою избу, плакався пред образом господним,
яко и очи опухли, и моляся прилежно, да же отлучит мя бог от детей духовных,
понеже бремя тяжко, неудобь носимо. И падох на землю на лицы своем, рыдаше
горце и забыхся, лежа; не вем, как плачю; а очи сердечнии при реке Волге.
Вижу: пловут стройно два корабля златы, и весла на них златы, и шесты
златы, и все злато; по единому кормщику на них сидельцов. И я спросил:
«чье корабли?» И они отвещали: «Лукин и Лаврентиев». Сии быша ми духовныя
дети, меня и дом мой наставили на путь спасения и скончалися богоугодне.
А се потом вижу третей корабль, не златом украшен, но разными пестротами,
— красно, и бело, и сине, и черно, и пепелесо
[20] , — его же ум человечь не вмести красоты его и доброты; юноша
светел, на корме сидя, правит; бежит ко мне из-за Волги, яко пожрати мя
хощет. И я вскричал: «чей корабль?» И сидяй на нем отвещал: «твой корабль!
на, плавай на нем с женою и детьми, коли докучаешь!» И я вострепетах и
седше рассуждаю: что се видимое? и что будет плавание?
А се по мале времени,
по писанному, «объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя: скорбь
и болезнь обретох». У вдовы начальник отнял дочерь, и аз молих его, да
же сиротину возвратит к матери, и он, презрев моление наше, и воздвиг
на мя бурю, и у церкви, пришед сонмом, до смерти меня задавили. И аз лежа
мертв полчаса и больши, и паки оживе божиим мановением. И он, устрашася,
отступился мне девицы. Потом научил ево дьявол: пришед во церковь, бил
и волочил меня за ноги по земле в ризах, а я молитву говорю в то время.
Таже [21] ин начальник, во ино время, на мя рассвирепел,
— прибежал ко мне в дом, бив меня, и у руки отгрыз персты, яко пес, зубами.
И егда наполнилась гортань ево крови, тогда руку мою испустил из зубов
своих и, покиня меня, пошел в дом свой. Аз же, поблагодаря бога, завертев
руку платом, пошел к вечерне. И егда шел путем, наскочил на меня он же
паки со двемя малыми пищальми
[22] и, близ меня быв, запалил из пистоли, и божиею волею иа полке
порох пыхнул, а пищаль не стрелила. Он же бросил ея на землю и из другия
паки запалил так же, — и та пищаль не стрелила. Аз же прилежно, идучи,
молюсь богу, единою рукою осенил ево и поклонился ему. Он меня лает, а
ему рекл: «благодать во устнех твоих, Иван Родионович, да будет!» Посем
двор у меня отнял, а меня выбил, всего ограбя, и на дорогу хлеба не дал.
В то же время родился
сын мой Прокопей, которой сидит с матерью в земле закопан. Аз же, взяв
клюшку, а мати — некрещенова младенца, побрели, амо [23] же бог наставит, и на пути крестили, яко
же Филипп каженика [24]
древле. Егда ж аз прибрел к Москве, к духовнику протопопу Стефану и к
Неронову протопопу Ивану, они же обо мне царю известиша, и государь меня
почал с тех мест знати. Отцы же с грамотою паки послали меня на старое
место, и я притащился – ано [25] и стены разорены моих храмин. И я паки позавелся, а дьявол
и паки воздвиг на меня бурю. Придоша в село мое плясовые медведи с бубнами
и с домрами, и я, грешник, по Христе ревнуя, изгнал их, и ухари [26] и бубны изломал на поле един у многих и медведей
двух великих отнял, — одново ушиб, и паки ожил, а другова отпустил в поле.
И за сие меня Василей Петровичь Шереметев, пловучи Волгою в Казань на
воеводство, взяв на судно и браня много, велел благословить сына своего
Матфея бритобрадца [27] .
Аз же не благословил, но от писания ево и порицал, видя блудолюбный образ.
Боярин же, гораздо осердясь, велел меня бросить в Волгу и, много томя,
протолкали. А опосле учинились добры до меня: у царя на сенях со мною
прощались; а брату моему меньшому бояроня Васильева и дочь духовная была.
Так-то бог строит своя люди.
На первое возвратимся.
Таже ин начальник на мя рассвирепел: приехав с людьми ко двору моему,
стрелял из луков и из пищалей с приступом. А аз в то время, запершися,
молился с воплем ко владыке: «господи, укроти ево и примири, ими же веси
судьбами!» И побежал от двора, гоним святым духом. Таже в нощь ту прибежали
от него и зовут меня со многими слезами: «батюшко-государь! Евфимей Стефановичь
при кончине и кричит неудобно, бьет себя и охает, а сам говорит: дайте
мне батька Аввакума! за него бог меня наказует!» И я чаял, меня обманывают;
ужасеся дух мой во мне. А се помолил бога сице: «ты, господи, изведый
мя из чрева матере моея, и от небытия в бытие мя устроил! Аще меня задушат,
и ты причти мя с Филиппом, митрополитом московским; аще зарежут, и ты
причти мя с Захариею пророком; а буде в воду посадят, и ты, яко Стефана
пермскаго, освободишь мя!» И моляся, поехал в дом к нему, Евфимию. Егда
ж привезоша мя на двор, выбежала жена ево Неонила и ухватала меня под
руку, а сама говорит: «поди-тко, государь наш батюшко, поди-тко, свет
наш кормилец!» И я сопротив того: «чюдно! давеча был блядин сын, а топерва
[28] — батюшко! Большо [29] у Христа тово остра шелепуга [30] та: скоро повинился муж твой!» Ввела меня
в горницу. Вскочил с перины Евфимей, пал пред ногама моима, вопит неизреченно:
«прости, государь, согрешил пред богом и пред тобою!» А сам дрожит весь.
И я ему сопротиво: «хощеши ли впредь цел быти?» Он же, лежа, отвеща: «ей,
честный отче!» И я рек: «востани! бог простит тя!» Он же, наказан гораздо,
не мог сам востати. И я поднял и положил его на постелю, и исповедал,
и маслом священным помазал, и бысть здрав. Так Христос изволил. И наутро
отпустил меня честно в дом мой, и с женою быша ми дети духовныя, изрядныя
раби Христовы. Так-то господь гордым противится, смиренным же дает благодать.
Помале паки инии
изгнаша мя от места того вдругоряд. Аз же сволокся к Москве, и божиею
волею государь меня велел в протопопы поставить в Юрьевец-Повольской.
И тут пожил немного, — только осмь недель: дьявол научил попов, и мужиков,
и баб, — пришли к патриархову приказу, где я дела духовныя делал, и, вытаща
меня из приказа собранием, — человек с тысящу и с полторы их было, — среди
улицы били батожьем и топтали; и бабы были с рычагами. Грех ради моих,
замертва убили и бросили под избной угол. Воевода с пушкарями прибежали
и, ухватя меня, на лошеди умчали в мое дворишко; и пушкарей воевода около
двора поставил. Людие же ко двору приступают, и по граду молва
[31] велика. Наипаче же попы и бабы, которых унимал от блудни, вопят:
«убить вора, блядина сына, да и тело собакам в ров кинем!» Аз же, отдохня,
в третей день ночью, покиня жену и дети, по Волге сам-третей ушел к Москве.
На Кострому прибежал, — ано и тут протопопа ж Даниила изгнали. Ох, горе!
везде от дьявола житья нет! Прибрел к Москве, духовнику Стефану показался;
и он на меня учинился печален: на што-де церковь соборную покинул? Опять
мне другое горе! Царь пришел к духовнику благословитца ночью; меня увидел
тут; опять кручина: на што-де город покинул? — А жена, и дети, и домочадцы,
человек с двадцеть, в Юрьевце остались: неведомо — живы, неведомо — прибиты!
Тут паки горе.
Посем Никон, друг
наш, привез из Соловков Филиппа митрополита. А прежде ево приезду Стефан
духовник, моля бога и постяся седмицу
[32] с братьею, — и я с ними тут же, — о патриархе, да же даст бог
пастыря ко спасению душ наших, и с митрополитом казанским Корнилием, написав
челобитную за руками, подали царю и царице — о духовнике Стефане, чтоб
ему быть в патриархах. Он же не восхотел сам и указал на Никона митрополита.
Царь ево и послушал, и пишет к нему послание навстречю: преосвященному
митрополиту Никону новгороцкому и великолуцкому и всея Русии радоватися,
и прочая. Егда ж приехал, с нами яко лис: челом да здорово. Ведает, что
быть ему в патриархах, и чтобы откуля помешка какова не учинилась. Много
о тех кознях говорить! Егда поставили патриархом, так друзей не стал и
в крестовую пускать. А се и яд отрыгнул; в пост великой прислал память [33] к Казанской к Неронову Ивану. А мне отец духовной был; я у
нево все и жил в церкве: егда куды отлучится, ино я ведаю церковь. И к
месту, говорили, на дворец к Спасу, на Силино покойника место; да бог
не изволил. А се и у меня радение худо было. Любо мне, у Казанские тое
держался, чел народу книги. Много людей приходило. — В памети Никон пишет:
«Год и число. По преданию святых апостол и святых отец, не подобает во
церкви метания [34] творити на колену, но в пояс бы вам творити
поклоны, еще же и трема персты бы есте крестились». Мы же задумалися,
сошедшеся между собою; видим, яко зима хощет быти; сердце озябло, и ноги
задрожали. Неронов мне приказал церковь, а сам един скрылся в Чюдов, —
седмицу в полатке молился. И там ему от образа глас бысть во время молитвы:
«время приспе страдания, подобает вам неослабно страдати!» Он же мне плачючи
сказал; таже коломенскому епископу Павлу, его же Никон напоследок огнем
сжег в новгороцких пределех; потом — Данилу, костромскому протопопу; таже
сказал и всей братье. Мы же с Данилом, написав из книг выписки о сложении
перст и о поклонех, и подали государю; много писано было; он же, не вем
где, скрыл их; мнитмися, Никону отдал.
После тово вскоре
схватав Никон Даниила в монастыре за Тверскими вороты, при царе остриг
голову и, содрав однарядку, ругая, отвел в Чюдов в хлебню и, муча много,
сослал в Астрахань. Венец тернов на главу ему там возложили в земляной
тюрьме и уморили. После Данилова стрижения взяли другова, темниковскаго
Даниила ж протопопа, и посадили в монастыре у Спаса на Новом. Таже протопопа
Неронова Ивана — в церкве скуфью снял и посадил в Симанове монастыре,
опосле сослал на Вологду, в Спасов Каменной монастырь, потом в Колской
острог [35] . А напоследок,
по многом страдании, изнемог бедной, — принял три перста, да так и умер.
Ох, горе! всяк мняйся стоя, да блюдется, да ся не падет. Люто время, по
реченному господем, аще возможно духу антихристову прельстити избранныя.
Зело надобно крепко молитися богу, да спасет и помилует нас, яко благ
и человеколюбец.
Таже меня взяли
от всенощнаго Борис Нелединской со стрельцами; человек со мною с шестьдесят
взяли: их в тюрьму отвели, а меня на патриархове дворе на чепь посадили
ночью. Егда ж россветало в день недельный, посадили меня на телегу, и
ростянули руки, и везли от патриархова двора до Андроньева монастыря и
тут на чепи кинули в темную полатку, ушла в землю, и сидел три дни, ни
ел, ни пил; во тьме сидя, кланялся на чепи, не знаю — на восток, не знаю
— на запад. Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки
кричат, и блох довольно. Бысть же я в третий день приалчен, — сиречь есть
захотел, — и после вечерни ста предо мною, не вем-ангел, не вем-человек,
и по се время не знаю, токмо в потемках молитву сотворил и, взяв меня
за плечо, с чепью к лавке привел и посадил и ложку в руки дал и хлеба
немножко и штец похлебать, — зело прикусны, хороши! — и рекл мне: «полно,
довлеет ти ко укреплению!» Да и не стало ево. Двери не отворялись, а ево
не стало! Дивно только — человек; а что ж ангел? ино нечему дивитца —
везде ему не загорожено. На утро архимарит с братьею пришли и вывели меня;
журят мне, что патриарху не покорился, а я от писания ево браню да лаю.
Сняли большую чепь да малую наложили. Отдали чернцу под начал, велели
волочить в церковь. У церкви за волосы дерут, и под бока толкают, и за
чепь торгают [36] , и
в глаза плюют. Бог их простит в сий век и в будущий: не их то дело, но
сатаны лукаваго. Сидел тут я четыре недели.
В то время после
меня взяли Логгина, протопопа муромскаго: в соборной церкви, при царе,
остриг в обедню. Во время переноса снял патриарх со главы у архидьякона
дискос [37] и поставил на престол с телом
Христовым; а с чашею архимарит чюдовской Ферапонт вне олтаря, при дверех
царских стоял. Увы рассечения тела Христова, пущи жидовскаго действа!
Остригше, содрали с него однарядку и кафтан. Логгин же разжегся ревностию
божественнаго огня, Никона порицая, и чрез порог в олтарь в глаза Никону
плевал; распоясався, схватя с себя рубашку, в олтарь в глаза Никону бросил;
чюдно, растопоряся рубашка и покрыла на престоле дискос, быдто воздух
[38] . А в то время и царица в церкве была. На Логгина возложили чепь
и, таща из церкви, били метлами и шелепами до Богоявленскова монастыря
и кинули в полатку нагова, и стрельцов на карауле поставили накрепко стоять.
Ему ж бог в ту нощь дал шубу новую да шапку; и на утро Никону сказали,
и он, россмеявся, говорит: «знаю-су [39] я пустосвятов тех!» — и шапку у нево отнял, а шубу ему оставил.
Посем паки меня
из монастыря водили пешева на патриархов двор, также руки ростяня, и,
стязався много со мною, паки также отвели. Таже в Никитин день ход со
кресты, а меня паки на телеге везли против крестов. И привезли к соборной
церкве стричь и держали в обедню на пороге долго. Государь с места сошел
и, приступя к патриарху, упросил. Не стригше, отвели в Сибирской приказ
и отдали дьяку Третьяку Башмаку, что ныне стражет же по Христе, старец
Саватей, сидит на Новом, в земляной же тюрьме. Спаси ево, господи! и тогда
мне делал добро.
Таже послали меня
в Сибирь с женою и детьми. И колико дорогою нужды бысть, тово всево много
говорить, разве малая часть помянуть. Протопопица младенца родила; больную
в телеге и повезли до Тобольска; три тысящи верст недель с тринадцеть
волокли телегами и водою и саньми половину пути.
Архиепископ в Тобольске
к месту устроил меня. Тут у церкви великия беды постигоша меня: в полтора
годы пять слов государевых сказывали на меня, и един некто, архиепископля
двора дьяк Иван Струна, тот и душею моею потряс. Съехал архиепископ к
Москве, а он без нево, дьявольским научением, напал на меня: церкви моея
дьяка Антония мучить напрасно захотел. Он же Антон утече у него и прибежал
во церковь ко мне. Той же Струна Иван, собрався с людьми, во ин день прииде
ко мне в церковь, — а я вечерню пою, — и вскочил в церковь, ухватил Антона
на крылосе за бороду. А я в то время двери церковныя затворил и замкнул
и никово не пустил, — один он Струна в церкви вертится, что бес. И я,
покиня вечерню, с Антоном посадил ево среди церкви на полу и за церковный
мятеж постегал ево ременем нарочито-таки; а прочии, человек с двадцеть,
вси побегоша, гоними духом святым. И покаяние от Струны приняв, паки отпустил
ево к себе. Сродницы же Струнины, попы и чернцы, весь возмутили град,
да како меня погубят. И в полунощи привезли сани ко двору моему, ломилися
в ызбу, хотя меня взять и в воду свести. И божиим страхом отгнани быша
и побегоша вспять. Мучился я с месяц, от них бегаючи втай
[40] ; иное в церкве начую, иное к воеводе уйду, а иное в тюрьму просился,
— ино не пустят. Провожал меня много Матфей Ломков, иже и Митрофан именуем
в чернцах, — опосле на Москве у Павла митрополита ризничим был, в соборной
церкви с дьяконом Афонасьем меня стриг; тогда добр был, а ныне дьявол
ево поглотил. Потом приехал архиепископ с Москвы и правильною виною ево,
Струну, на чепь посадил за сие: некий человек с дочерью кровосмешение
сотворил, а он, Струна, полтину възяв и, не наказав мужика, отпустил.
И владыко ево сковать приказал и мое дело тут же помянул. Он же, Струна,
ушел к воеводам в приказ и сказал «слово и дело государево» на меня. Воеводы
отдали ево сыну боярскому лучшему, Петру Бекетову, за пристав. Увы, погибель
на двор Петру пришла. Еще же и душе моей горе тут есть. Подумав архиепископ
со мною, по правилам за вину кровосмешения стал Струну проклинать в неделю
православия в церкве большой. Той же Бекетов Петр, пришед в церковь, браня
архиепископа и меня, и в той час из церкви пошед, взбесился, ко двору
своему идучи, и умре горькою смертию зле. И мы со владыкою приказали тело
ево среди улицы собакам бросить, да же граждане оплачют согрешение его.
А сами три дни прилежне стужали [41] божеству, да же в день века отпустится ему.
Жалея Струны, такову себе пагубу приял. И по трех днех владыка и мы сами
честне тело его погребли. Полно тово плачевнова дела говорить.
Посем указ пришел:
велено меня из Тобольска на Лену вести за сие, что браню от писания и
укоряю ересь Никонову. В та же времена пришла ко мне с Москвы грамотка.
Два брата жили у царицы вверху, а оба умерли в мор с женами и с детьми;
и многия друзья и сродники померли. Излиял бог на царство фиял [42] гнева своего! Да не узнались горюны однако, — церковью мятут.
Говорил тогда и сказывал Неронов царю три пагубы за церковный раскол:
мор, меч, разделение; то и сбылось во дни наша ныне. Но милостив господь:
наказав, покаяния ради и помилует нас, прогнав болезни душ наших и телес,
и тишину подаст. Уповаю и надеюся на Христа; ожидаю милосердия его и чаю
воскресения мертвым.
Таже сел опять на
корабль свой, еже и показан ми, что выше сего рекох, — поехал на Лену.
А как приехал в Енисейской, другой указ пришел: велено в Дауры вести —
двадцеть тысящ и больши будет от Москвы. И отдали меня Афонасью Пашкову
в полк, — людей с ним было 600 человек; и грех ради моих суров человек:
беспрестанно людей жжет, и мучит, и бьет. И я ево много уговаривал, да
и сам в руки попал. А с Москвы от Никона приказано ему мучить меня.
Егда поехали из
Енисейска, как будем в большой Тунгузке реке, в воду загрузило бурею дощенник [43] мой совсем: налился среди
реки полон воды, и парус изорвало, — одны полубы над водою, а то все в
воду ушло. Жена моя на полубы из воды робят кое-как вытаскала, простоволоса
ходя. А я, на небо глядя, кричю: «господи, спаси! господи, помози!» И
божиею волею прибило к берегу нас. Много о том говорить! На другом дощеннике
двух человек сорвало, и утонули в воде. Посем, оправяся на берегу, и опять
поехали вперед.
Егда приехали на
Шаманской порог, на встречю приплыли люди иные к нам, а с ними две вдовы
— одна лет в 60, а другая и больши; пловут пострищись в монастырь. А он,
Пашков, стал их ворочать и хочет замуж отдать. И я ему стал говорить:
«по правилам не подобает таковых замуж давать». И чем бы ему, послушав
меня, и вдов отпустить, а он вздумал мучить меня, осердясь. На другом,
Долгом пороге стал меня из дощенника выбивать: «для-де тебя дощенник худо
идет! еретик-де ты! поди-де по горам, а с казаками не ходи!» О, горе стало!
Горы высокия, дебри непроходимыя, утес каменной, яко стена стоит, и поглядеть
— заломя голову! В горах тех обретаются змеи великие; в них же витают
гуси и утицы — перие красное, вороны черные, а галки серые; в тех же горах
орлы, и соколы, и кречаты, и курята индейские, и бабы, и лебеди, и иные
дикие — многое множество, птицы разные. На тех горах гуляют звери многие
дикие: козы, и олени, и зубри, и лоси, и кабаны, волки, бараны дикие —
во очию нашу, а взять нельзя! На те горы выбивал меня Пашков, со зверьми,
и со змиями, и со птицами витать. И аз ему малое писанейце написал, сице
начало: «Человече! убойся бога, седящаго на херувимех и призирающаго в
безны, его же трепещут небесныя силы и вся тварь со человеки, един ты
презираешь и неудобство показуешь», — и прочая; там многонько писано;
и послал к нему. А се бегут человек с пятьдесят: взяли мой дощенник и
помчали к нему, — версты три от него стоял. Я казакам каши наварил да
кормлю их; и они, бедные, и едят и дрожат, а иные, глядя, плачют на меня,
жалеют по мне. Привели дощенник; взяли меня палачи, привели перед него.
Он со шпагою стоит и дрожит; начал мне говорить: «поп ли ты или роспоп
[44] ?» И аз отвещал: «аз есмь Аввакум протопоп; говори: что тебе
дело до меня?» Он же рыкнул, яко дивий [45] зверь, и ударил меня по щоке, таже по другой
и паки в голову, и сбил меня с ног и, чекан [46] ухватя, лежачева по спине ударил трижды и, разболокши [47] , по той же спине семьдесят
два удара кнутом. А я говорю: «господи Исусе Христе, сыне божий, помогай
мне!» Да то ж, да то ж беспрестанно говорю. Так горько ему, что не говорю:
«пощади!» Ко всякому удару молитву говорил, да осреди побой вскричал я
к нему: «полно бить тово!» Так он велел перестать. И я промолыл
[48] ему: «за что ты меня бьешь? ведаешь ли?» И он паки велел бить
по бокам, и отпустили. Я задрожал, да и упал. И он велел меня в казенной
дощенник оттащить: сковали руки и ноги и на беть кинули. Осень была, дождь
на меня шел, всю нощь под капелию лежал. Как били, так не больно было
с молитвою тою; а лежа, на ум взбрело: «за что ты, сыне божий, попустил
меня ему таково больно убить тому? Я ведь за вдовы твои стал! Кто даст
судию между мною и тобою? Когда воровал, и ты меня так не оскорблял, а
ныне не вем, чтò согрешил!» Быдто добрый человек — другой фарисей
с говенною рожею, — со владыкою судитца захотел! Аще Иев и говорил так,
да он праведен, непорочен, а се и писания не разумел, вне закона, во стране
варварстей, от твари бога познал. А я первое — грешен, второе — на законе
почиваю и писанием отвсюду подкрепляем, яко многими скорбьми подобает
нам внити во царство небесное, а на такое безумие пришел! Увы мне! Как
дощенник-от в воду ту не погряз со мною? Стало у меня в те поры кости
те щемить и жилы те тянуть, и сердце зашлось, да и умирать стал. Воды
мне в рот плеснули, так вздохнул да покаялся пред владыкою, и господь-свет
милостив: не поминает наших беззаконий первых покаяния ради; и опять не
стало ништо болеть.
Наутро кинули меня
в лодку и напредь повезли. Егда приехали к порогу, к самому большему —
Падуну, река о том месте шириною с версту, три залавка [49] чрез всю реку зело круты, не воротами што
попловет, ино в щепы изломает, — меня привезли под порог. Сверху дождь
и снег, а на мне на плеча накинуто кафтанишко просто; льет вода по брюху
и по спине, — нужно было гораздо. Из лодки вытаща, по каменью скована
окол порога тащили. Грустко [50] гораздо, да душе добро: не пеняю уж на бога вдругоряд. На
ум пришли речи, пророком и апостолом реченные: «Сыне, не пренемогай наказанием
господним, ниже ослабей, от него обличаем. Его же любит бог, того наказует;
биет же всякаго сына, его же приемлет. Аще наказание терпите, тогда яко
сыном обретается вам бог. Аже ли без наказания приобщаетеся ему, то выблядки,
а не сынове есте». И сими речьми тешил себя.
Посем привезли в
Брацкой острог и в тюрьму кинули, соломки дали. И сидел до Филиппова поста
в студеной башне; там зима в те поры живет, да бог грел и без платья!
Что собачка, в соломке лежу: коли накормят, коли нет, Мышей много было,
я их скуфьею бил, — и батожка не дадут дурачки! Все на брюхе лежал: спина
гнила. Блох да вшей было много. Хотел на Пашкова кричать: «прости!» —
да сила божия возбранила, — велено терпеть. Перевел меня в теплую избу,
и я тут с аманатами [51]
и с собаками жил скован зиму всю. А жена с детьми верст с двадцеть была
сослана от меня. Баба ея Ксенья мучила зиму ту всю, — лаяла да укоряла.
Сын Иван — невелик был — прибрел ко мне побывать после Христова рождества,
и Пашков велел кинуть в студеную тюрьму, где я сидел: начевал милой и
замерз было тут. И на утро опять велел к матери протолкать. Я ево и не
видал. Приволокся к матери, — руки и ноги ознобил.
На весну паки поехали
впредь. Запасу небольшое место осталось, а первой разграблен весь: и книги
и одежда иная отнята была, а иное и осталось. На Байкалове море паки тонул.
По Хилке по реке заставил меня лямку тянуть: зело нужен ход ею был, —
и поесть было неколи, нежели спать. Лето целое мучилися. От водяные тяготы
люди изгибали, и у меня ноги и живот синь был. Два лета в водах бродили,
а зимами чрез волоки волочилися. На том же Хилке в третьее тонул. Барку
от берегу оторвало водою, — людские стоят, а мою ухватило, да и понесло!
Жена и дети остались на берегу, а меня сам-друг с кормщиком помчало. Вода
быстрая, переворачивает барку вверх боками и дном; а я на ней ползаю,
а сам кричю: «владычице, помози! упование, не утопи!» Иное ноги в воде,
а иное выползу наверх. Несло с версту и больши; да люди переняли. Все
розмыло до крохи! Да што петь [52] делать, коли Христос и пречистая богородица
изволили так? Я, вышед из воды, смеюсь; а люди-то охают, платье мое по
кустам развешивая, шубы отласные и тафтяные, и кое-какие безделицы тое
много еще было в чемоданах да в сумах; все с тех мест перегнило — наги
стали. А Пашков меня же хочет опять бить: «ты-де над собою делаешь за
посмех!» И я паки свету-богородице докучать: «владычица, уйми дурака тово!»
Так она-надежа уняла: стал по мне тужить.
[1] и не
[2] правое
[3] так
[4] потому что
[5] соблазне, обмане, заблуждении
[6] грязь, помет
[7] блуд, заблуждение, обман; производное – распутная
женщина
[8] чаша, кубок
[9] очень
[10] во второй раз
[11] пока
[12] опять, снова
[13] православная
[14] но, однако, напротив
[15] по правую руку
[16] предназначение, промысл
[17] чтобы
[18] двадцать пять
[19] разврату, рукоблудию
[20] пепельного цвета
[21] потом
[22] огнестрельными орудиями, пушками
[23] куда
[24] евнуха
[25] а, ан
[26] хари, маски
[27] бреющего бороду
[28] теперь
[29] должно быть
[30] плеть, кнут
[31] шум, волнение, смятение
[32] неделю
[33] грамоту, распоряжение
[34] земные поклоны
[35] частокол, ограда из кольев, устраивавшаяся около
города для его защиты; также самый город, то есть укрепленный административный
пункт, не имеющий при себе посада
[36] дергают, бьют
[37] блюдце на подставке, на которое кладется вынутый
из просфоры «агнец» (см.)
[38] покров на церковных сосудах с «дарами»
[39] сокращение слов «сударь», «государь»
[40] тайно
[41] докучали, домогались
[42] чаша, кубок
[43] большая плоскодонная лодка с палубой
[44] (распоп) поп-расстрига
[45] дикий
[46] топор, кирка
[47] раздев
[48] промолвил, сказал
[49] уступа, глубоких обрыва в реке
[50] тяжко, грустно
[51] заложниками
[52] опять |