BOT ПОВЕСТИ МИНУВШИХ ЛЕТ,
ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ,
KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ
И KAK ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ
Так начнем повесть сию.
По потопе трое сыновей Ноя разделили землю — Сим, Xaм, Иaфeт.
И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а
в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия
до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая,
Елимаис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.
Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия,
из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия,
соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия, Масурия,
Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его владениях на востоке находятся
также: Киликня, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия, Камалия, Ликия,
Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолидa, Bифиния, Старая Фpигия и острова
нeкии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона, иначе называемая Нил.
Иафету же достались северные страны и западные: Mидия, Албания, Армения
Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия, Колхида, Босфор, Meoты,
Дepeвия, Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия, Фракия, Македония, Далматия,
Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес,
Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море.
Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира,
Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, называемая Иония, и река
Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря на север:
Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра,
и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на
восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие
народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь,
угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят
близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку — до
пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу — до земли Английской
и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь,
англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и
прочие, — они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем
Хамовым. Сим же,
Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать никому
в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый народ. И когда
умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба, — было
это в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп
до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40 лет, и не свершили
его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: «Вот
род един и народ един». И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа,
и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил
столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту
и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки. По разрушении
же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны,
а сыновья Хама — южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны.
От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета
— так называемые норики, которые и есть славяне. Спустя
много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская.
От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от
мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались
морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты,
и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились
среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались
ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане,
иные — поморяне. Так же
и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие —
древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною
и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по
речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане.
Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем
— славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели
по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся
славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской. Когда
же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и
из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти
можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов
и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское.
И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же
морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое
впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг,
а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море
Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью
устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары
и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине — в землю варягов,
от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем
в Понтийское море; это море слывет Русским, — по берегам его учил, как
говорят, святой Андрей, брат Петра. Когда
Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня
устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское,
и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и
стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам:
«Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город
великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил
их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии
будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит
Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и
хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим,
и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Диво видел я в Славянской
земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно,
и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на
себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва
вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут.
И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то
творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись;
Андрей же, побыв в Риме пришел в Синоп. Поляне
же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той
братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими
родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три
брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их —
Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе,
которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась
по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата,
и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей,
а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне
и доныне в Киеве. Некоторые
же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз
с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы
был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в
роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей
удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел
он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть
в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют
придунайские жители городище то — Киевец. Кий же, вернувшись в свой город
Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались. И после
этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое
княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на
реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие
в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город
— Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне.
А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере
также меря. А по реке Оке — там, где она впадает в Волгу, — мурома, говорящая
на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая
на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне,
новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому,
что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие
народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва,
пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти говорят
на своих языках, они — от колена Иафета и живут в северных странах. Когда
же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов,
то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами
на земле славян. Затем пришли белые угры и заселили землю Славянскую.
Угры эти появились при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом, персидским
царем. В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия
и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и притесняли
дулебов — также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда
поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь
в телегу трех, четырех или пять жен и везти его — обрина, — и так мучили
дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их,
умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и
доныне: «Погибли, как обры», — их же нет ни племени, ни потомства. После
обров пришли печенеги, а затем прошли черные угры мимо Киева, но было
это после — уже при Олеге. Поляне
же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода
и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян
и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи — от рода ляхов.
Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели:
Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим
по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире
поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили
по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле
Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились
города их и доныне; и греки называли их «Великая Скифь». Все эти
племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые
— свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы
перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями
и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет
зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят
за нее — что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски:
убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали
девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в
лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при
снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами,
и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь
умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если
кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду,
и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости,
вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают
и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники,
не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон. Говорит
Георгий в своем летописании: «Каждый народ имеет либо письменный закон,
либо обычай, который люди, не знающие закона, соблюдают как предание отцов.
Из них же первые — сирийцы живущие на краю света. Имеют они законом себе
обычаи своих отцов: не заниматься любодеянием и прелюбодеянием, не красть,
не клеветать или убивать и, особенно, не делать зло. Таков же закон и
у бактриан, называемых иначе рахманами или островитянами; эти по заветам
прадедов и из благочестия не едят мяса и не пьют вина, не творят блуда
и никакого зла не делают, имея великий страх Божьей веры. Иначе — у соседних
с ними индийцев. Эти — убийцы, сквернотворцы и гневливы сверх всякой меры;
а во внутренних областях их страны — там едят людей, и убивают путешественников,
и даже едят, как псы. Свой закон и у халдеян, и у вавилонян: матерей брать
на ложе, блуд творить с детьми братьев и убивать. И всякое бесстыдство
творят, считая его добродетелью, даже если будут далеко от своей страны. Другой
закон у гилий: жены у них пашут, и строят дома, и мужские дела совершают,
но и любви предаются, сколько хотят, не сдерживаемые своими мужьями и
не стыдясь; есть среди них и храбрые женщины, умелые в охоте на зверей.
Властвуют жены эти над мужьями своими и повелевают ими. В Британии же
несколько мужей с одною женою спят, и многие жены с одним мужем связь
имеют и беззаконие как закон отцов совершают, никем не осуждаемые и не
сдерживаемые. Амазонки же не имеют мужей, но, как бессловесный скот, единожды
в году, близко к весенним дням, выходят из своей земли и сочетаются с
окрестными мужчинами, считая то время как бы некиим торжеством и великим
праздником. Когда же зачнут от них в чреве, — снова разбегутся из тех
мест. Когда же придет время родить и если родится мальчик, то убивают
его, если же девочка, то вскормят ее и прилежно воспитают». Так вот
и при нас теперь половцы держатся закона отцов своих: кровь проливают
и даже хвалятся этим, едят мертвечину и всякую нечистоту — хомяков и сусликов,
и берут своих мачех и невесток, и следуют иным обычаям своих отцов. Мы
же, христиане всех стран, где веруют во святую Троицу, в единое крещение
и исповедуют единую веру, имеем единый закон, поскольку мы крестились
во Христа и во Христа облеклись. По прошествии
времени, после смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива), стали притеснять
полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах
этих в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали
от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и
сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?».
Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те:
«А что дали?». Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая
дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны,
— саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Им суждено собирать дань
и с нас и с иных земель». И сбылось все это, ибо не по своей воле говорили
они, но по Божьему повелению. Так было и при фараоне, царе египетском,
когда привели к нему Моисея и сказали старейшины фараона: «Этому суждено
унизить землю Египетскую». Так и случилось: погибли египтяне от Моисея,
а сперва работали на них евреи. Так же и эти: сперва властвовали, а после
над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами
и по нынешний день. В год
6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться
Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь
на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с
этой поры начнем и числа положим. «От Адама и до потопа 2242 года, а от
потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430 лет,
а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а от Давида и от начала царствования
Соломона до пленения Иерусалима 448 лет» а от пленения до Александра 318
лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, а от Христова рождества
до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года». А
от первого года царствования Михаила до первого года княжения Олега, русского
князя, 29 лет, а от первого года княжения Олега, с тех пор как он сел
в Киеве, до первого года Игорева 31 год, а от первого года Игоря до первого
года Святославова 33 года, а от первого года Святославова до первого года
Ярополкова 28 лет; а княжил Ярополк 8 лет, а Владимир княжил 37 лет, а
Ярослав княжил 40 лет. Таким образом, от смерти Святослава до смерти Ярослава
85 лет; от смерти же Ярослава до смерти Святополка 60 лет. Но возвратимся
мы к прежнему и расскажем, что произошло в эти годы, как уже начали: с
первого года царствования Михаила, и расположим по порядку года. В год
6361 (853). В год
6362 (854). В год
6363 (855). В год
6364 (856). В год
6365 (857). В год
6366 (858). Царь Михаил отправился с воинами на болгар по берегу и морем.
Болгары же, увидев, что не смогли противостоять им, попросили крестить
их и обещали покориться грекам. Царь же крестил князя их и всех бояр и
заключил мир с болгарами. В год
6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери,
и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по серебряной
монете и по белке от дыма. В год
6368 (860). В год
6369 (861). В год
6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой
владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них
усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя,
который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к
руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные
норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси
чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка
в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев
со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик,
в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске.
И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от
варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус
и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам
своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в
этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене,
в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме —
мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не
родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.
И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой
город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата»
Кий» Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим,
их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе,
собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил
в Новгороде. В год
6371 (863). В год
6372 (864). В год
6373 (865). В год
6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й
год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян,
дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет
походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество
христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом
вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы
во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы,
и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно,
но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны,
разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало,
так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой. В год
6375 (867). В год
6376 (868). Начал царствовать Василий. В год
6377 (869). Крещена была вся земля Болгарская. В год
6378 (870). В год
6379 (871). В год
6380 (872). В год
6381 (873). В год
6382 (874). В год
6383 (875). В год
6384 (876). В год
6385 (877). В год
6386 (878). В год
6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу — родичу своему,
отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал. В год
6388 (880). В год
6389 (881). В год
6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов,
чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами,
и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился
вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским,
и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в
ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря.
И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и
Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря.
Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили
все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и
не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын
Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда
на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на
той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за
церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да
будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие,
прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам,
и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300
гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой
смерти Ярослава. В год
6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань
с них по черной кунице. В год
6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них
легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: «Я враг их» и
вам (им платить) незачем». В год
6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?».
Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но
платите мне». И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал
Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами
и тиверцами воевал. В год
6394 (886). В год
6395 (887). Царствовал Леон, сын Василия, который прозывался Львом, и
брат его Александр, и царствовали 26 лет. В год
6396 (888). В год
6397 (889). В год
6398 (890). В год
6399 (891). В год
6400 (892). В год
6401 (893). В год
6402 (894). В год
6403 (895). В год
6404 (896). В год
6405 (897). В год
6406 (898). Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской,
пришли к Днепру и стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы.
И, придя с востока, устремились через великие горы, которые прозвались
Угорскими горами, и стали воевать с жившими там волохами и славянами.
Сидели ведь тут прежде славяне, а затем Славянскую землю захватили волохи.
А после угры прогнали волохов, унаследовали ту землю и поселились со славянами,
покорив их себе; и с тех пор прозвалась земля Угорской. И стали угры воевать
с греками и попленили землю Фракийскую и Македонскую до самой Селуни.
И стали воевать с моравами и чехами. Был един народ славянский: славяне,
которые сидели по Дунаю, покоренные уграми, и моравы, и чехи, и поляки,
и поляне, которые теперь зовутся русь. Для них ведь, моравов, первых созданы
буквы, названные славянской грамотой; эта же грамота и у русских, и у
болгар дунайских. Когда
славяне жили уже крещеными, князья их Ростислав, Святополк и Коцел послали
к царю Михаилу, говоря: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который
бы нас наставил и поучал нас и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы
ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе,
от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам
учителей, которые бы могли нам истолковать слова книжные и смысл их».
Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им все сказанное
славянскими князьями. И сказали философы: «В Селуни есть муж, именем Лев.
Имеет он сыновей, знающих славянский язык; два сына у него искусные философы».
Услышав об этом, царь послал за ними ко Льву в Селунь, со словами: «Пошли
к нам без промедления своих сыновей Мефодия и Константина». Услышав об
этом, Лев вскоре же послал их, и пришли они к царю, и сказал он им: «Вот,
прислала послов ко мне Славянская земля, прося себе учителя, который мог
бы им истолковать священные книги, ибо этого они хотят». И уговорил их
царь, и послал их в Славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу.
Когда же (братья эти) пришли, — начали они составлять славянскую азбуку
и перевели Апостол и Евангелие. И рады были славяне, что услышали они
о величии Божьем на своем языке. Затем перевели Псалтырь и Октоих и другие
книги. Некие же стали хулить славянские книги, говоря, что «ни одному
народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, согласно
надписи Пилата, который на кресте Господнем написал (только на этих языках)».
Услышав об этом, папа римский осудил тех, кто хулит славянские книги,
сказав так: «Да исполнится слово Писания: «Пусть восхвалят Бога все народы»,
и другое: «Пусть все народы восхвалят величие Божие, поскольку дух святой
дал им говорить». Если же кто бранит славянскую грамоту, да будет отлучен
от церкви, пока не исправится; это волки, а не овцы, их следует узнавать
по поступкам их и беречься их. Вы же, чада, послушайте божественного учения
и не отвергните церковного поучения, которое дал вам наставник ваш Мефодий».
Константин же вернулся назад и отправился учить болгарский народ, а Мефодий
остался в Моравии. Затем князь Коцел поставил Мефодия епископом в Паннонии
на столе святого апостола Андроника, одного из семидесяти, ученика святого
апостола Павла. Мефодий же посадил двух попов, хороших скорописцев, и
перевел все книги полностью с греческого языка на славянский за шесть
месяцев, начав в марте, а закончив в 26 день октября месяца. Закончив
же, воздал достойную хвалу и славу Богу, давшему такую благодать епископу
Мефодию, преемнику Андроника; ибо учитель славянскому народу — апостол
Андроник. К моравам же ходил и апостол Павел и учил там; там же находится
и Иллирия, до которой доходил апостол Павел и где первоначально жили славяне.
Поэтому учитель славян — апостол Павел, из тех же славян — и мы, русь;
поэтому и нам, руси, учитель Павел, так как учил славянский народ и поставил
по себе у славян епископом и наместником Андроника. А славянский народ
и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне;
хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами прозваны
были потому, что сидели в поле, а язык был им общий — славянский. В год
6407 (899). В год
6408 (900). В год
6409 (901). В год
6410 (902). Леон-царь нанял угров против болгар. Угры же, напав, попленили
всю землю Болгарскую. Симеон же, узнав об этом, пошел на угров, а угры
двинулись против него и победили болгар, так что Симеон едва убежал в
Доростол. В год
6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели
ему жену из Пскова, именем Ольгу. В год
6412 (904). В год
6413 (905). В год
6414 (906). В год
6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою
множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и
радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев,
известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими
всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И
пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел
Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях
города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого
захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили,
а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам,
как обычно делают враги. И повелел
Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда
подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки
же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города,
дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему
пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались
греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом».
И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека,
а было в каждом корабле по 40 мужей. И согласились
на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли.
Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими
царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда,
Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что
хочешь, дадим тебе». И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей
по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде
всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для
Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие
князья, подвластные Олегу. «Когда приходят русские, пусть берут содержание
для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на
6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню
— сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя
на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно». И обязались греки,
и сказали цари и все бояре: «Если русские явятся не для торговли, то пусть
не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим
сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда
русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего
царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное,
— сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля,
и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в
сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько
им нужно, не уплачивая никаких сборов». Цари
же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань
и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили
присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим
богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте
для руси паруса из паволок, а славянам копринные», — и было так. И повесил
щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь
паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали
славяне: «Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок».
И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое
узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными. В год
6417 (909). В год
6418 (910).
|