В год 6472 (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он
собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал.
В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но,
тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так
ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими
же были и все остальные его воины, И посылал в иные земли со словами:
«Хочу на вас идти». И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей,
и сказал вятичам: «Кому дань даете?». Они же ответили: «Хазарам — по щелягу
с сохи даем».
В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары
вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в
битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил
ясов и касогов.
В год 6474 (966). Вятичей победил Святослав и дань на них
возложил.
В год 6475 (967). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились
обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю,
и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.
В год 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю,
а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками
— Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город
силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя
было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогали люди от голода
и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том
берегу, и нельзя было никому из них пробраться в Киев, ни из города к
ним. И стали тужить люди в городе, и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог
перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу,
— сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я проберусь», и ответили
ему: «Иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку
печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня?». Ибо знал он по-печенежски,
и его принимали за своего, И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду,
бросился в Днепр и поплыл, Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли
в него, но не смогли ему ничего сделать, На том берегу заметили это, подъехали
к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им
отрок: «Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам».
Воевода же их, по имени Претич, сказал: «Пойдем завтра в ладьях и, захватив
княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то
погубит нас Святослав». И на следующее утро, близко к рассвету, сели в
ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же решили,
что пришел князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками
и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один
к воеводе Претичу и спросил: «Кто это пришел?», А тот ответил ему: «Люди
той стороны (Днепра)», Печенежский князь спросил: «А ты не князь ли?».
Претич же ответил: «Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет
войско с самим князем: бесчисленное их множество». Так сказал он, чтобы
их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: «Будь мне другом».
Тот ответил: «Так и сделаю». И подали они друг другу руки, и дал печенежский
князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч.
И отступили печенеги от города, и нельзя было коня напоить: стояли печенеги
на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь
чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли
печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас,
то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери,
детей своих?». Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и
вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о перенесенном
от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в степь, и наступил
мир.
В год 6477 (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим:
«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там
середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото,
паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони,
из Руси же меха и воск, мед и рабы». Отвечала ему Ольга: «Видишь — я больна;
куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда
похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь», Через три дня Ольга умерла,
и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли,
и похоронили ее на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по
ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную
Ольгу.
Была она предвозвестницей христианской земле, как денница
перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи;
так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди
загрязнены грехами, не омыты святым крещением. Эта же омылась в святой
купели, и сбросила с себя греховные одежды первого человека Адама, и облеклась
в нового Адама, то есть в Христа. Мы же взываем к ней: «Радуйся, русское
познание Бога, начало нашего с ним примирения». Она первая из русских
вошла в царство небесное, ее и восхваляют сыны русские — свою начинательницу,
ибо и по смерти молится она Богу за Русь. Ведь души праведных не умирают;
как сказал Соломон: «Радуется народ похваляемому праведнику»; память праведника
бессмертна, так как признается он и Богом и людьми. Здесь же ее все люди
прославляют, видя, что она лежит много лет, не тронутая тлением; ибо сказал
пророк: «Прославляющих меня прославлю». О таких ведь Давид сказал: «В
вечной памяти будет праведник, не убоится дурной молвы; готово сердце
его уповать на Господа; утверждено сердце его и не дрогнет». Соломон же
сказал: «Праведники живут вовеки; награда им от Господа и попечение о
них у Всевышнего. Посему получат они царство красоты и венец доброты от
руки Господа, ибо он покроет их десницею и защитит их мышцею». Защитил
ведь он и эту блаженную Ольгу от врага и супостата — дьявола.
В год 6478 (970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега
у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете
к нам, то сами добудем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел
к вам?». И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: «Просите Владимира».
Владимир же был от Малуши — ключницы Ольгиной. Малуша же была сестра Добрыни;
отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру. И
сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира», Он же ответил им:
«Вот он вам». И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с
Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец.
В год 6479 (971). Пришел Святослав в Переяславец, и затворились
болгары в городе. И вышли болгары на битву со Святославом, и была сеча
велика, и стали одолевать болгары. И сказал Святослав своим воинам: «Здесь
нам и умереть; постоим же мужественно, братья и дружина!». И к вечеру
одолел Святослав, и взял город приступом, и послал к грекам со словами:
«Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город». И сказали греки:
«Невмоготу нам сопротивляться вам, так возьми с нас дань и на всю свою
дружину и скажи, сколько вас, и дадим мы по числу дружинников твоих».
Так говорили греки, обманывая русских, ибо греки лживы и до наших дней.
И сказал им Святослав: «Нас двадцать тысяч», и прибавил десять тысяч:
ибо было русских всего десять тысяч. И выставили греки против Святослава
сто тысяч, и не дали дани. И пошел Святослав на греков, и вышли те против
русских. Когда же русские увидели их — сильно испугались такого великого
множества воинов, но сказал Святослав: «Нам некуда уже деться, хотим мы
или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем
здесь костьми, ибо мертвым не ведом позор. Если же побежим — позор нам
будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если
моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: «Где
твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И исполчились русские, и
была жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали. И пошел Святослав
к столице, воюя и разбивая города, что стоят и доныне пусты. И созвал
царь бояр своих в палату, и сказал им: «Что нам делать: не можем ведь
ему сопротивляться?». И сказали ему бояре: «Пошли к нему дары; испытаем
его: любит ли он золото или паволоки?». И послал к нему золото и паволоки
с мудрым мужем, наказав ему: «Следи за его видом, и лицом, и мыслями».
Он же, взяв дары, пришел к Святославу. И поведали Святославу, что пришли
греки с поклоном, И сказал он: «Введите их сюда». Те вошли, и поклонились
ему, и положили перед ним золото и паволоки. И сказал Святослав своим
отрокам, смотря в сторону: «Спрячьте». Греки же вернулись к царю, и созвал
царь бояр. Посланные же сказали: «Пришли-де мы к нему и поднесли дары,
а он и не взглянул на них — приказал спрятать». И сказал один: «Испытай
его еще раз: пошли ему оружие». Они же послушали его, и послали ему меч
и другое оружие, и принесли ему. Он же взял и стал царя хвалить, выражая
ему любовь и благодарность. Снова вернулись посланные к царю и поведали
ему все, как было. И сказали бояре: «Лют будет муж этот, ибо богатством
пренебрегает, а оружие берет. Соглашайся на дань». И послал к нему царь,
говоря так: «Не ходи к столице, возьми дань, сколько хочешь», ибо немного
не дошел он до Царьграда. И дали ему дань; он же брал и на убитых, говоря:
«Возьмет-де за убитого род его». Взял же и даров много и возвратился в
Переяславец со славою великою, Увидев же, что мало у него дружины, сказал
себе: «Как бы не убили какой-нибудь хитростью и дружину мою, и меня».
так как многие погибли в боях. И сказал: «Пойду на Русь, приведу еще дружины».
И отправил послов к царю в Доростол, ибо там находился царь,
говоря так: «Хочу иметь с тобою прочный мир и любовь». Царь же, услышав
это, обрадовался и послал к нему даров больше прежнего. Святослав же принял
дары и стал думать с дружиною своею, говоря так: «Если не заключим мир
с царем и узнает царь, что нас мало, то придут и осадят нас в городе.
А Русская земля далеко, а печенеги нам враждебны, и кто нам поможет? Заключим
же с царем мир: ведь они уже обязались платить нам дань, — того с нас
и хватит. Если же перестанут нам платить дань, то снова из Руси, собрав
множество воинов, пойдем на Царьград». И была люба речь эта дружине, и
послали лучших мужей к царю, и пришли в Доростол, и сказали о том царю.
Царь же на следующее утро призвал их к себе и сказал: «Пусть говорят послы
русские». Они же начали: «Так говорит князь наш: «Хочу иметь истинную
любовь с греческим царем на все будущие времена»». Царь же обрадовался
и повелел писцу записывать все речи Святослава на хартию. И стал посол
говорить все речи, и стал писец писать. Говорил же он так:
«Список с договора, заключенного при Святославе, великом князе
русском, и при Свенельде, писано при Феофиле Синкеле к Иоанну, называемому
Цимисхием, царю греческому, в Доростоле, месяца июля, 14 индикта, в год
6479. Я, Святослав, князь русский, как клялся, так и подтверждаю договором
этим клятву мою: хочу вместе со всеми подданными мне русскими, с боярами
и прочими иметь мир и истинную любовь со всеми великими царями греческими,
с Василием и с Константином, и с боговдохновенными царями, и со всеми
людьми вашими до конца мира. И никогда не буду замышлять на страну вашу,
и не буду собирать на нее воинов, и не наведу иного народа на страну вашу,
ни на ту, что находится под властью греческой, ни на Корсунскую страну
и все города тамошние, ни на страну Болгарскую. И если иной кто замыслит
против страны вашей, то я ему буду противником и буду воевать с ним. Как
уже клялся я греческим царям, а со мною бояре и все русские, да соблюдем
мы неизменным договор. Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного
раньше, пусть я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога,
в которого веруем, — в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты,
как золото, и своим оружием посечены будем. Не сомневайтесь в правде того,
что мы обещали вам ныне, и написали в хартии этой и скрепили своими печатями».
Заключив мир с греками, Святослав в ладьях отправился к порогам.
И сказал ему воевода отца его Свенельд: «Обойди, князь, пороги на конях,
ибо стоят у порогов печенеги». И не послушал его, и пошел в ладьях. А
переяславцы послали к печенегам сказать: «Вот идет мимо вас на Русь Святослав
с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа».
Услышав об этом, печенеги заступили пороги. И пришел Святослав к порогам,
и нельзя было их пройти. И остановился зимовать в Белобережье, и не стало
у них еды, и был у них великий голод, так что по полугривне платили за
конскую голову, и тут перезимовал Святослав.
В год 6480 (972). Когда наступила весна, отправился Святослав
к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава,
и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него.
Свенельд же пришел в Киев к Ярополку. А всех лет княжения Святослава было
28.
В год 6481 (973). Начал княжить Ярополк.
В год 6482 (974).
В год 6483 (975). Однажды Свенельдич, именем Лют, вышел из
Киева на охоту и гнал зверя в лесу. И увидел его Олег, и спросил своих:
«Кто это?». И ответили ему: «Свенельдич». И, напав, убил его Олег, так
как и сам охотился там же, И поднялась оттого ненависть между Ярополком
и Олегом, и постоянно подговаривал Свенельд Ярополка, стремясь отомстить
за сына своего: «Пойди на своего брата и захвати волость его».
В год 6484 (976).
В год 6485 (977). Пошел Ярополк на брата своего Олега в Деревскую
землю. И вышел против него Олег, и исполчились обе стороны. И в начавшейся
битве победил Ярополк Олега. Олег же со своими воинами побежал в город,
называемый Овруч, а через ров к городским воротам был перекинут мост,
и люди, теснясь на нем, сталкивали друг друга вниз. И столкнули Олега
с моста в ров. Много людей падало, и кони давили людей, Ярополк, войдя
в город Олегов, захватил власть и послал искать своего брата, и искали
его, но не нашли. И сказал один древлянин: «Видел я, как вчера спихнули
его с моста». И послал Ярополк найти брата, и вытаскивали трупы изо рва
с утра и до полдня, и нашли Олега под трупами; вынесли его и положили
на ковре. И пришел Ярополк, плакал над ним и сказал Свенельду: «Смотри,
этого ты и хотел!». И похоронили Олега в поле у города Овруча, и есть
могила его у Овруча и до сего времени. И наследовал власть его Ярополк.
У Ярополка же была жена гречанка, а перед тем была она монахиней, в свое
время привел ее отец его Святослав и выдал ее за Ярополка, красоты ради
лица ее. Когда Владимир в Новгороде услышал, что Ярополк убил Олега, то
испугался и бежал за море. А Ярополк посадил своих посадников в Новгороде
и владел один Русскою землею.
В год 6486 (978).
В год 6487 (979).
В год 6488 (980). Владимир вернулся в Новгород с варягами
и сказал посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: «Владимир
идет на тебя, готовься с ним биться»». И сел в Новгороде.
И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: «Хочу дочь твою взять
себе в жены». Тот же спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира?».
Она ответила: «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка». Этот
Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке, а Туры держал
власть в Турове, по нему и прозвались туровцы. И пришли отроки Владимира
и поведали ему всю речь Рогнеды — дочери полоцкого князя Рогволода. Владимир
же собрал много воинов — варягов, словен, чуди и кривичей — и пошел на
Рогволода. А в это время собирались уже вести Рогнеду за Ярополка. И напал
Владимир на Полоцк, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял
в жены.
И пошел на Ярополка. И пришел Владимир к Киеву с большим войском,
а Ярополк не смог выйти ему навстречу и затворился в Киеве со своими людьми
и с Блудом, и стоял Владимир, окопавшись, на Дорогожиче — между Дорогожичем
и Капичем, и существует ров тот и поныне. Владимир же послал к Блуду —
воеводе Ярополка, — с хитростью говоря: «Будь мне другом! Если убью брата
моего, то буду почитать тебя как отца, и честь большую получишь от меня;
не я ведь начал убивать братьев, но он. Я же, убоявшись этого, выступил
против него». И сказал Блуд послам Владимировым: «Буду с тобой в любви
и дружбе». О злое коварство человеческое! Как говорит Давид: «Человек,
который ел хлеб мой, возвел на меня клевету». Этот же обманом задумал
измену своему князю. И еще: «Языком своим льстили. Осуди их, Боже, да
откажутся они от замыслов своих; по множеству нечестия их отвергни их,
ибо прогневали они тебя, Господи». И еще сказал тот же Давид: «Муж скорый
на кровопролитие и коварный не проживет и половины дней своих». Зол совет
тех, кто толкает на кровопролитие; безумцы те, кто, приняв от князя или
господина своего почести или дары, замышляют погубить жизнь своего князя;
хуже они бесов, Так вот и Блуд предал князя своего, приняв от него многую
честь: потому и виновен он в крови той. Затворился Блуд (в городе) вместе
с Ярополком, а сам, обманывая его, часто посылал к Владимиру с призывами
идти приступом на город, замышляя в это время убить Ярополка, но из-за
горожан нельзя было убить его. Не смог Блуд никак погубить его и придумал
хитрость, подговаривая Ярополка не выходить из города на битву. Сказал
Блуд Ярополку: «Киевляне посылают к Владимиру, говоря ему: «Приступай
к городу, предадим-де тебе Ярополка». Беги же из города». И послушался
его Ярополк, выбежал из Киева и затворился в городе Родне в устье реки
Роси, а Владимир вошел в Киев и осадил Ярополка в Родне, И был там жестокий
голод, так что осталась поговорка и до наших дней: «Беда как в Родне».
И сказал Блуд Ярополку: «Видишь, сколько воинов у брата твоего? Нам их
не победить. Заключай мир с братом своим», — так говорил он, обманывая
его. И сказал Ярополк: «Пусть так!», И послал Блуд к Владимиру со словами:
«Сбылась-де мысль твоя, и, как приведу к тебе Ярополка, будь готов убить
его». Владимир же, услышав это, вошел в отчий двор теремной, о котором
мы уже упоминали, и сел там с воинами и с дружиною своею. И сказал Блуд
Ярополку: «Пойди к брату своему и скажи ему: «Что ты мне ни дашь, то я
и приму»». Ярополк пошел, а Варяжко сказал ему: «Не ходи, князь, убьют
тебя; беги к печенегам и приведешь воинов», и не послушал его Ярополк.
И пришел Ярополк ко Владимиру; когда же входил в двери, два варяга подняли
его мечами под пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим.
И так убит был Ярополк. Варяжко же, увидев, что Ярополк убит, бежал со
двора того теремного к печенегам и долго воевал с печенегами против Владимира,
с трудом привлек его Владимир на свою сторону, дав ему клятвенное обещание,
Владимир же стал жить с женою своего брата — гречанкой, и была она беременна,
и родился от нее Святополк. От греховного же корня зол плод бывает: во-первых,
была его мать монахиней, а во-вторых, Владимир жил с ней не в браке, а
как прелюбодей. Потому-то и не любил Святополка отец его, что был он от
двух отцов: от Ярополка и от Владимира.
После всего этого сказали варяги Владимиру: «Это наш город,
мы его захватили, — хотим взять выкуп с горожан по две гривны с человека».
И сказал им Владимир: «Подождите с месяц, пока соберут вам куны». И ждали
они месяц, и не дал им Владимир выкупа, и сказали варяги: «Обманул нас,
так отпусти в Греческую землю». Он же ответил им: «Идите». И выбрал из
них мужей добрых, умных и храбрых и роздал им города; остальные же отправились
в Царьград к грекам. Владимир же еще прежде них отправил послов к царю
с такими словами: «Вот идут к тебе варяги, не вздумай держать их в столице,
иначе наделают тебе такого же зла, как и здесь, но рассели их по разным
местам, а сюда не пускай ни одного».
И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на
холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми
усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили
им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили
жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась
кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников,
и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом
после. Теперь же возвратимся к прежнему.
Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя
в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему
жертвы новгородцы как богу.
Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда,
которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее
имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух
дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини — Вышеслава, а еще
от одной жены — Святослава и Мстислава, а от болгарыни — Бориса и Глеба,
а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове,
в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде,
приводя к себе замужних женщин и растляя девиц. Был он такой же женолюбец,
как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц.
Мудр он был, а в конце концов погиб, Этот же был невежда, а под конец
обрел себе вечное спасение. «Велик Господь, и велика крепость его, и разуму
его нет конца!». Женское прельщение — зло; вот как, покаявшись, сказал
Соломон о женах: «Не внимай злой жене; ибо мед каплет с уст ее, жены прелюбодейцы;
на мгновение только наслаждает гортань твою, после же горчее желчи станет...
Сближающиеся с ней пойдут после смерти в ад. По пути жизни не идет она,
распутная жизнь ее неблагоразумна». Вот что сказал Соломон о прелюбодейках;
а о хороших женах сказал он так: «Дороже она многоценного камени. Радуется
на нее муж ее. Ведь делает она жизнь его счастливой. Достав шерсть и лен,
создает все потребное руками своими. Она, как купеческий корабль, занимающийся
торговлей, издалека собирает себе богатство, и встает еще ночью, и раздает
пищу в доме своем и дело рабыням своим. Увидев поле — покупает: от плодов
рук своих насадит пашню. Крепко подпоясав стан свой, укрепит руки свои
на дело. И вкусила она, что благо — трудиться, и не угасает светильник
ее всю ночь. Руки свои простирает к полезному, локти свои устремляет к
веретену. Руки свои протягивает бедному, плод подает нищему. Не заботится
муж ее о доме своем, потому что, где бы он ни был, — все домашние ее одеты
будут. Двойные одежды сделает мужу своему, а червленые и багряные одеяния
— для самой себя. Муж ее заметен всем у ворот, когда сядет на совете со
старейшинами и жителями земли. Покрывала сделает она и отдаст в продажу.
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
В силу и в красоту облеклась она. Милости ее превозносят дети ее и ублажают
ее; муж хвалит ее. Благословенна разумная жена, ибо похвалит она страх
Божий. Дайте ей от плода уст ее, и да прославят мужа ее у ворот».
В год 6489 (981). Пошел Владимир на поляков и захватил города
их, Перемышль, Червен и другие города, которые и доныне под Русью. В том
же году победил Владимир и вятичей и возложил на них дань — с каждого
плуга, как и отец его брал.
В год 6490 (982). Поднялись вятичи войною, и пошел на них
Владимир, и победил их вторично.
В год 6491 (983). Пошел Владимир против ятвягов, и победил
ятвягов, и завоевал их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам
с людьми своими. И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и
девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Был тогда варяг
один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую
построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую
веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий,
по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми,
а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил
людей. И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий,
избрали его себе боги, так принесем же жертву богам». И сказал варяг:
«Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют,
не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки
и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце,
и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами
они сделаны. Не дам сына своего бесам». Посланные ушли и поведали обо
всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг
же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесем
его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов
и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?». И кликнули,
и подсекли под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили.
Ведь были тогда люди невежды и нехристи. Дьявол же радовался тому, не
зная, что близка уже его погибель. Так пытался он погубить весь род христианский,
но прогнан был честным крестом из иных стран. «Здесь же, — думал окаянный,
— обрету себе жилище, ибо здесь не учили апостолы, ибо здесь пророки не
предрекали?», не зная, что пророк сказал: «И назову людей не моих моими
людьми»; об апостолах же сказано: «По всей земле разошлись речи их, и
до конца вселенной — слова их». Если и не были здесь апостолы сами, однако
учение их, как трубные звуки, раздается в церквах по всей вселенной: их
учением побеждаем врага — дьявола, попирая его под ноги, как попрали и
эти два отца наших, приняв венец небесный наравне со святыми мучениками
и праведниками.
В год 6492 (984). Пошел Владимир на радимичей. Был у него
воевода Волчий Хвост; и послал Владимир Волчьего Хвоста вперед себя, и
встретил тот радимичей на реке Пищане, и победил радимичей Волчий Хвост.
Оттого и дразнят русские радимичей, говоря: «Пищанцы от волчьего хвоста
бегают». Были же радимичи от рода ляхов, пришли и поселились тут и платят
дань Руси, повоз везут и доныне.
В год 6493 (985). Пошел Владимир на болгар в ладьях с дядею своим Добрынею,
а торков привел берегом на конях; и победил болгар. Сказал Добрыня Владимиру:
«Осмотрел пленных колодников: все они в сапогах. Этим дани нам не давать
— пойдем, поищем себе лапотников». И заключил Владимир мир с болгарами,
и клятву дали друг другу, и сказали болгары: «Тогда не будет между нами
мира, когда камень станет плавать, а хмель — тонуть». И вернулся Владимир
в Киев.
|