А. Н. РАДИЩЕВ
1. Введение.
2. Своеобразие жанра и героя в «малой» прозе Радищева:
– «Дневник одной недели»;
– «Житие Фёдора Васильевича Ушакова»;
– «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске…».
3. «Путешествие из Петербурга в Москву»:
– История создания;
– Структура повествования: план автора и план героя;
– Особенности сюжета и композиции;
– Тема воспитания.
4. Заключение. Вопросы для самоподготовки и самоконтроля.
Список рекомендуемой литературы
1. А.Н.Радищев и литература его времени: Сб. «XVIII век». –
Вып.12. – Л.: Наука, 1977.
2. Алексеев А.А. Старое и новое в языке Радищева // XVIII век.
Сб.12. – Л., 1977. – С.99-112.
3. Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии XVIII
века. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – С.42-60 (раздел «Некоторые исходные
принципы и характер философской антропологии А.Н.Радищева»).
4. Валицкая А.П.Эстетическая концепция А.Н.Радищева // Валицкая
А.П. Русская эстетика XVIII века. – М., 1983. – С.144-164.
5. Западов В.А. История создания «Путешествия из Петербурга
в Москву» и «Вольности». // Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в
Москву. Вольность / Изд. подг. В.А.Западов. – СПб.: Наука, 1992. – сер.
«Литературные памятники». – С.475-623.
6. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма: Эстетические
и творческие искания. / Отв. ред. А.М.Панченко. – Л.: Наука, 1992.
7. Кочеткова Н.Д. Радищев // История русской литературы в 4-х
томах. – Т.1. – Л.: Наука, 1980. – С.707-725.
8. Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли
XVIII века. – Л., 1968. – С.264-342.
9. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994. – С.258-269.
10. Макогоненко Г.П. Радищев и его время. – М.,1969. – С.432-482.
11. Орлов П.А. Русский сентиментализм. – М., 1977. – С. 145-162.
12. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность
/ Изд. подг. В.А.Западов. – СПб.: Наука, 1992. – сер. «Литературные
памятники». – 672 с.
13. Сахаров В.И. Русская масонская поэзия XVIII века // Русская
литература. – 1995. – № 4. – С.3-26.
14. Шторм Георгий. Потаённый Радищев // Новый мир. – 1964.
– № 3.
Введение
Творческое наследие А.Н.Радищева — одна из самых сложных тем всего
курса истории русской литературы XVIII века. Во-первых, о Радищеве существует
огромная исследовательская литература, но она в большинстве случаев
устарела и мешает адекватному прочтению произведений писателя.
Во-вторых, произведения Радищева, как правило, написаны сложным, «тёмным»,
наполненным масонской символикой языком, кроме того часто полемичны,
являются своеобразным ответом в идеологическом споре, но противник
при этом прямо не назван, что существенно затрудняет понимание. В-третьих,
самое известное произведение А.Н.Радищева — «Путешествие из Петербурга
в Москву» — написано в жанре художественной публицистики, а это
значит, что главные вопросы ставит и главные выводы делает сам читатель
(а не автор, как это происходит в «чистой» публицистике), от искушенности
читателя и его активности в процессе восприятия зависит глубина понимания
произведения.
В лекции рассматривается «малая» проза Радищева как этап в развитии
литературы русского сентиментализма, но главное внимание уделено наиболее
сложному произведению писателя — «Путешествию из Петербурга в Москву».
***
О Радищеве чаще всего пишут (точнее, писали) так: «Александр Николаевич
Радищев — первый в России революционный писатель, <…> предшественник
декабристской и революционно-демократической мысли XIX в.»
[1] Биография писателя, давно уже превратившаяся в своего рода
«житие революционера», казалось бы, соответствует такой репутации.
А.Н.Радищев родился в 1749 г. в семье помещика в селе Верхнее Аблязово
(современная Пензенская область). Образование получил поначалу вполне
обычное по тем временам: нянька, дядька, француз-гувернёр. В 1762 г.
Радищев с помощью своего влиятельного дяди М.Ф.Аргамакова поступил в
Пажеский корпус в Москве. В 1766 г. Екатерина II распорядилась отправить
группу из 6 человек в Лейпциг для изучения права, в этой группе оказался
А.Н.Радищев. В течение почти 5 лет Радищев слушал лекции в Лейпцигском
университете (кстати, в то же время, но курсом старше, там учился И.-В.Гёте),
особенную склонность проявил к естественным наукам, особенно химии и
медицине.
В 1771 г., вернувшись из-за границы, Радищев занял должность протоколиста
в Сенате. Его работа состояла в составлении протоколов по судебным делам,
слушавшимся в Сенате, в основном это крестьянские бунты и волнения,
стычки барина и крестьян, жалобы крестьян, случаи помещичьего произвола.
Должность сенатского протоколиста, вероятно, не устраивала Радищева,
и при первой возможности он перешёл на военную службу, а вскоре и совсем
в отставку.
В 1772 г. в журнале Н.И.Новикова «Живописец» было напечатано одно
из первых его литературных сочинений — «Отрывок из путешествия в ***».
Примерно с этого времени Радищев принимал участие в работе «Общества,
старающегося о напечатании книг», организованного Н.И.Новиковым. Радищев
сблизился с масонами (его близкий друг, А.М.Кутузов, был помощником
Н.И.Новикова, фактически возглавлявшего масонский «Орден рыцарей златорозового
креста» («розенкрейцеров»). Радищев продолжал писать литературные сочинения:
стихи и прозаический «Дневник одной недели» (1773), однако до 1789 г.
включительно ни одно из произведений Радищева не публиковалось. В 1776
г. Радищев вновь поступил на службу — в Коммерц-коллегию — под начало
аристократа и либерала графа А.Р.Воронцова. В 1780-е гг. Радищев — активный
участник «Общества друзей словесных наук» и журнала «Беседущий гражданин»,
которые возглавлял М.И.Антоновский, масон и мистик. 1789 г. — опубликованы
«Житие Ф.В.Ушакова» и «Беседа о том, что есть сын Отечества». В том
же 1789 г. Радищев приобрел собственную типографию и издал в ней «Письмо
к другу, жительствующему в Тобольске…» (1790).
В 1790 г. вышло в свет «Путешествие из Петербурга в Москву», за публикацию
которой Радищев был сначала приговорен Екатериной II к смертной казни,
а затем помилован — казнь ему заменили на 10-летнюю ссылку в Илимске
(под Иркутском). В Сибири Радищев написал религиозно-философский трактат
«О человеке, о его смертности и бессмертии» и незавершенное сочинение
«Ангел тьмы», а также историческое сочинение «Сокращенное повествование
о приобретении Сибири» и экономический трактат «Письмо о китайском торге».
В 1798 г. новый император Павел I разрешил Радищеву вернуться в центр
России, под Калугу. В 1801 г. после убийства Павла I и воцарения Александра
I Радищев был полностью амнистирован. К этому времени относится одно
из программных стихотворных произведений поэта — «Осмнадцатое столетие».
11 сентября 1802 г. Радищев принял яд и умер в возрасте 53 лет.
Биография писателя показывает, что вопросы социально-политического
устройства и преобразования России действительно его интересовали. Литературная
репутация А.Н.Радищева незаметно и прочно срослась с оценкой его политических
взглядов. При этом как бы само собой разумеется, что главное
произведение Радищева — «Путешествие из Петербурга в Москву» (и ода
«Вольность», входящая в состав «Путешествия…»). Однако, неверно отождествлять
«Путешествие…» с политической публицистикой, содержание этого произведения
гораздо сложнее. Кроме того, Радищев был автором ещё многих произведений,
не связанных с политической проблематикой, и являющихся заметными событиями
в истории русской литературы: «Дневник одной недели», «Письмо к другу…»,
«Житие Ф.В.Ушакова» — важный этап в развитии прозы русского сентиментализма,
а лирические стихотворения и четыре поэмы («Творение мира», «Бова»,
«Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам»,
«Песнь историческая») заслужили высокую оценку А.С.Пушкина [2] . Не следует также забывать, что Радищев
сыграл заметную роль в истории русского масонства и масонской поэзии
конца XVIII века [3] .
В лекции мы рассматриваем прозу А.Н.Радищева как этап развития литературы
русского сентиментализма.
[1] Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. – М.:
Высш. школа, 1991. – С.226.
[2] «Вообще Радищев писал лучше стихами, нежели прозою», —
утверждал Пушкин (Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти тт.
– Т.VII. – Л.: Наука, 1978. – С.245). О «Путешествии из Петербурга в
Москву» Пушкин отозвался гораздо менее лестно: «очень посредственное
произведение, не говоря даже о варварском слоге. Сетования на несчастное
состояние народа, на насилие вельмож и проч. преувеличены и пошлы. Порывы
чувствительности, жеманной и надутой, иногда чрезвычайно смешны…» (Там
же).
[3] По утверждению В.И.Сахарова в статье «Русская масонская
поэзия XVIII века» (Русская литература. – 1995. – № 4. – С.3) А.Н.Радищев
был «убежденным масоном», однако масонские взгляды Радищева до сих пор
по-настоящему не изучены.
|