самодублеты к.н.батюшкова и в.а.жуковского
В поэзии Батюшкова и Жуковского легко обнаружить произведения
с почти или полностью одинаковыми названиями.
Жуковский |
Батюшков |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество таких пар даже в неполном списке позволяет
предположить неслучайность совпадений, тем более что близки не только названия,
но и даты создания или публикации.
У Жуковского не редкость стихотворения с одинаковыми
или синонимичными названиями, единством проблематики, мотивов и образов. Однако
назвать их дублетами можно лишь условно: часто это не «вещь вдвойне», а «втройне»
и больше. Так, например, три стихотворения «К Нине», к сравнительному анализу
которых мы обратимся с вопросом о характере соотношения их текстов, что необходимо
для поднимания природы дублетов в поэтике Жуковского вообше.
Эти произведения, одинаково озаглавленные «К Нине»,
по справедливому утверждению Ц.С.Вольпе, «нет оснований вообще связывать <…>
в один цикл с одним адресатом», поскольку «К Нине» — условное заглавие для любовных
стихов».[6] Однако именно сходство названия дает основания
связывать их иначе — в дублетные пары.
Романс и послание, близкие по времени создания, явились
не только этапами развития поэтической: мысли Жуковского, но и альтернативными
вариантами ее реализации. Разные содержательные возможности жанров романса
и послания позволяли раскрыть различные аспекты темы, в данном случае темы любви,
что способствовало ее всестороннему и диалектическому осмыслению. Таким образом,
в рассмотренных дублетах Жуковского произведения соотносятся и как этапы развития
одной темы, и как разные варианты ее решения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Несказанное волненье |
|
|
|
|
В нем голос <…> ————— Как будто летящий от родины глас |
И меня отсель куда-тоВсе зовет какой-то глас |
|
|
|
|
Заря уже багряна |
|
|
Весенняя роза поблеклаДля меня ж в благоуханьи |
Чем отличается «сквозное слово»
от феномена «дублетности»? Первое позволяет обнаруживать схожесть «далековатых»
идей, второе диалектически сопрягает, обнаруживает противоречивость идей. Совместное
действие этих двух сил является фактором, скрепляющим всю совокупность произведений
Жуковского в поэтический мир.