Планы практических занятий
№
1. Басенное творчество И. А. Крылова.
№ 2. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”.
№ 3. Роман в стихах “Евгений Онегин”
А.С.Пушкина.
№ 4. “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова.
№ 5. “Петербургские повести” Н. В. Гоголя.
Практическое
занятие № 1. БАСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И. А. КРЫЛОВА.
Вопросы:
- Фактическая
картина басенного творчества И.А.Крылова: количество басен, их
классификация, интенсивность басенного творчества в отдельные годы,
проблема эволюции басен.
- Место
жанра басни в творческой эволюции И.А.Крылова.
- Главные
достижения Крылова-баснописца. Почему Крылова называли “дедушкой
Крыловым”?
- Особенность
Крылова-баснописца на примере басни “Стрекоза и Муравей” в сравнении с
версиями той же басни Лафонтена, А.П.Сумарокова, И.И.Хемницера,
Ю.А.Нелединского-Мелецкого.
- Особенности
персонажа, манеры повествования, морали, языка и стиля басен И.А.Крылова.
Литература:
- Виноградов
В.В. Язык и стиль русских писателей от Карамзина до Гоголя. – М.: Наука,
1990. – С.148-182.
- Вяземский
П.А. “На радость полувековую…” // Вяземский П.А. Стихотворения. – Л.: Сов.
писатель, 1986. – С.262-264.
- Жуковский
В.А. О басне и баснях Крылова // Жуковский В.А. Эстетика и критика. – М.:
Искусство, 1985. – С.181-196. (Или в любом другом издании сочинений
Жуковского.)
- И.А.Крылов
в воспоминаниях современников. – М., 1982.
- И.А.Крылов.
Сочинения в 2-х томах. – М., 1984.
- Степанов
Н.Л. И.А.Крылов. Жизнь и творчество. – М., 1958. – С.126-132, 205-257,
320-326, 349-453.
- Эткинд
Е.Г. Разговор о стихах. – М., 1970. – С.216-221.
Практическое
занятие № 2. КОМЕДИЯ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”.
Вопросы:
- Грибоедов
и его комедия в оценках критики и литературоведения. (В.Г.Белинский,
И.А.Гончаров, А.А.Блок, Ю.Н.Тынянов)
- Литературная
позиция А.С.Грибоедова. Место комедии “Горе от ума” в его творческой
эволюции.
- Поэтика
комедии “Горе от ума”:система персонажей, символическая образность.
Задания:
- Законспектируйте
указанные статьи Белинского, Гончарова, Блока и Тынянова.
- Подумайте,
почему служанка Лиза и Софья Павловна после первого явления называются только
Лизанька и София? Какой час били часы в доме Фамусова? Как вы понимаете
смысл трех любимых вещиц Молчалина?
- Составьте
краткие словари языка Молчалина, Софии, Чацкого, Лизаньки, Фамусова.
Литература:
- Грибоедов
А.С. Горе от ума / Изд. подг. Н.К.Пиксанов при участии А.Л.Гришунина. –
М.: Наука, 1988. – 480 с. – сер. “Литературные памятники”.
- А.С.Грибоедов
в воспоминаниях современников. – М., 1980.
- Белинский
В.Г. “Горе от ума”… // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы. – М.,
1986. – Том 1. – С.120-195.
- Гончаров
И.А. “Мильон терзаний” // И.А.Гончаров-критик. – М., 1981. – С.58-89.
- Тынянов
Ю.Н. Сюжет “Горя от ума” // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М.,
1969. – С.347-379.
- Блок
А.А. Размышления о скудости нашего репертуара // Юлок А.А. Собрание
сочинений – Л., 1986. – Том 12. – С.117 (или по любому другому изданию).
- Степанов
Л.А. Драматургия А.С.Грибоедова // История русской драматургии XVII –
первая половина XIX века. – Л., 1982. – С.296-326.
- Фомичёв
С.А. Драматургия начала XIX века. Творчество А.С.Грибоедова. Комедия “Горе
от ума” // История русской литературы. – Л., 1981. – Том.2. – С.204-234.
Практическое занятие № 3. РОМАН В СТИХАХ
“ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” А. С. ПУШКИНА
Вопросы:
- Генезис
романа в стихах А.С.Пушкина (внутренняя и внешняя хронология романа;
замысел сатирической поэмы; замысел романа в стихах).
- Своеобразие
поэтической формы (принцип “противуречий”, стихи и проза, ирония и
самоирония, автор и герой, онегинская строфа, пропущенные строфы,
незавершенность текста).
- Проблема
положительного героя и принципы его изображения в “Евгении Онегине”.
- Место
романа в стихах в творческой эволюции Пушкина.
Литература:
- Долинина
Н. Прочитаем “Онегина” вместе.
- Мейлах
Б.С. Творчество Пушкина. Развитие художественной системы. – М., 1984.
- Одиноков
В.Г. “И даль свободного романа…” – Новосибирск: Наука, 1983.
- Соловей
Н.Я. Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. – М., 1981. – 106 с.
- Бродский
Н.Л. “Евгений Онегин”. Роман А.С.Пушкина. – Изд. 3-е. – М., 1950.
- Лотман
Ю.М. Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. – Изд. 2-е. – Л.,
1983.
- Лотман
Ю.М. Своеобразие художественного построения “Евгения Онегина” // Лотман
Ю.М. В школе поэтического слова. – М., 1988. – С.30-106.
- Тынянов
Ю.Н. О композиции “Евгения Онегина” // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История
литературы. Кино. – М.: Наука, 1977. – С.52-77.
- Тойбин
И.М. “Евгений Онегин”: поэзия и история // Пушкин. Исследования и
материалы. – Т.IX. – Л.: Наука, 1979. – С.83-99.
- Грехнев
В.А. Диалог с читателем в романе Пушкина “Евгений Онегин” // Там же. –
С.100-109.
- Набоков
В.
Практическое
занятие № 4. “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
Вопросы:
- Своеобразие
романтизма Лермонтова.
- Общественно-философская
проблематика романа (проблема героя времени; проблема “нашего”)
- Особенности
поэтики романа “Герой нашего времени” (композиция; жанр; герой).
Задание: Найдите в тексте портреты Печорина. Какова
логика их расположения в романе.
Литература:
- М.Ю.Лермонтов
в русской критике. – Изд.2-е., доп. – М., 1955. – 300 с.
- Мережковский
Д.С. Лермонтов — поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом
омуте. – М., 1991. – С.378-415.
- Эйхенбаум
Б.М. М.Ю.Лермонтов // Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. – Т.1. – Л.,
1941. – С.V-LII (первой пагинации).
- Ломинадзе
С. Поэтический мир М.Ю.Лермонтова. – М., 1985. – 288 с.
- Маймин
Е.А. О русском романтизме. – М., 1975. – С.113-144.
- Голованова
Т.П. М.Ю.Лермонтов // История русской литературы в 4-х томах. – Том 2. –
Л., 1981. – С.410-472.
- Белинский
В.Г. “Герой нашего времени” // Белинский В.Г. Избранные эстетические
работы в 2-х томах. – Том 1. – М., 1986. – С.375-534.
- Эйхенбаум
Б.М. “Герой нашего времени” // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Л., 1986.
– С.94-185.
- Лотман
Ю.М. В школе поэтического слова. – М., 1988. – С.206-234.
Семинарское
занятие № 5. “ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ” Н.В.ГОГОЛЯ.
Вопросы:
- Место
повести “Нос” в цикле.
- Проблема
искусства в цикле. “Портрет” как эстетический манифест Гоголя.
- Повесть
“Нос” и формы фантастического в “Петербургских повестях”.
- Проблема
“маленького человека” в повестях Гоголя. Принципы изображения героя в
“Записках сумасшедшего” и “Шинели”.
Литература:
- Григорьев
А.А. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина // Григорьев А.А.
Сочинения в 2-х томах. Том 2. – М., 1990. – С.48-90. [Русское слово –1859]
- Белинский
В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В.Г. Избранные
эстетические работы в 2-х томах. Том I. – М., 1986. – С.44-100. [Телескоп
- 1842]
- Белинский
В.Г. Письмо к Гоголю // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х
томах. Том II. – М., 1986. – С.410-418. [Полярная звезда - 1842]
- Розанов
В.В. О Гоголе. Пушкин и Гоголь (1891). Как произошёл тип Акакия Акакиевича
(1894) // Розанов В.В. Мысли о литературе. – М., 1989. – С.158-176.
- Мережковский
Д.С. Гоголь и чёрт. Исследование // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М.,
1991. – С.213-309.
- Эйхенбаум
Б.М. Как сделана “Шинель” Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. –
Л., 1986. – С.45-63.
- Виноградов
В.В. Язык Гоголя // Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских
писателей. От Карамзина до Гоголя. – М., 1990. – С.271-330.
- Белый
А. Мастерство Гоголя. – М.; Л., 1934.
- Храпченко
М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. – М., 1984. –
653 с.
- Манн
Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988. – 413 с.
- Бочаров
С.Г. Загадка “Носа” и тайна лица // Бочаров С.Г. О художественных мирах. –
М., 1985. – С.124-160.
- Бочаров
С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // Бочаров С.Г. О художественных
мирах. – М., 1985. – С.161-209.
- Турбин
В. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. – М., 1978.
- Маркович
В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Л., 1989. – 208 С.
- Гоголь:
история и современность. – М., 1985. – 496 с.
- Купреянова
Е.Н. Н.В.Гоголь // История русской литературы в 4-х томах. Том 2. – Л.,
1981. – С.530-579.
- Фридлендер
Г.М. Гоголь: истоки и свершения // Русская литература. – 1994. – № 2. –
С.3-26; 1995. – № 2. – С.3-31.
- Лотман
Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988. –
С.235-348.
- Гуковский
Г.А. Реализм Гоголя. – М., 1978.